В Петербурге обостряется конфликт между новым руководством комитета по транспорту и пассажирскими перевозчиками. Ассоциация, объединяющая почти все ключевые компании, пожаловалась в прокуратуру на практику по выделению государственному «Пассажиравтотрансу» маршрутов без конкурса. Поводом стала передача от «Третьего парка» и «ПТК» к предприятию 4 прибыльных линий, следующих по Лиговскому проспекту. В кулуарах перевозчики все чаще говорят слово «национализация».
Ассоциация перевозчиков пассажиров объединяет 12 из 16 компаний, работающих на этом рынке в Петербурге. В нее входят как небольшие предприятия, вроде ООО «Шпунт Северо-Запад», так и крупные, включая «Третий парк» и «ПТК». Не состоят в ассоциации «Питеравто» и ее дочерняя структура «Вест-Сервис», а также новичок рынка «Пятый парк», аффилированный с известным таксомоторным перевозчиком «6 миллионов».
Как стало известно «Фонтанке», ассоциация обратилась в прокуратуру Петербурга с жалобой на отдельные нормы петербургского законодательства, согласно которым часть автобусных маршрутов входит в так называемую «обслуживающую транспортную сеть». Эти маршруты считаются стратегическими – предполагается, что без них нормальная жизнедеятельность города невозможна. По этой причине их обслуживает государственное предприятие «Пассажиравтотранс». В настоящее время из 360 социальных маршрутов около трети находятся у ГУПа, остальные – у частников.
Поводом для обращения перевозчиков в надзорное ведомство стала ситуация, которая сложилась с 5 маршрутами, ранее находившимися в ведении частных перевозчиков – «Третьего парка» и «ПТК». Четыре из них (26, 54, 91, 141) следуют по Лиговскому проспекту, еще один, 59-й, – от «Звездной» до «Бухарестской». 91-й был у «ПТК», остальные – у «Третьего парка». Как уже рассказывала «Фонтанка», 15 ноября у перевозчиков истекли контракты на их обслуживание, однако комитет по транспорту не стал объявлять новый конкурс и специальным распоряжением включил в обеспечивающую транспортную сеть. С 17 ноября на линию вышли 62 автобуса «Пассажиравтотранса».
По информации «Фонтанки», все перевозчики – а не только «Третий парк» и «ПТК» – встретили это решение достаточно болезненно. Дело в том, что изначально вышеуказанные линии не были социальными – это были коммерческие маршруты, которые раскрутили частные перевозчики. Социальными они стали в 2007 году, когда на Лиговском проспекте была оборудована выделенная полоса. Тогда же был проведен конкурс на право их обслуживания. Добавим, что маршруты, проходящие по Лиговке, считаются одними из самых прибыльных в городе из-за высокого пассажиропотока.
Опасения перевозчиков усиливаются еще одним обстоятельством. В конце августа главой комитета по транспорту стал Александр Воробьев. В 2000-е годы он работал замначальника департамента транспорта и связи Москвы, где как раз курировал развитие общественного транспорта. В столице до последнего времени все социальные автобусные маршруты обслуживались государственным предприятием «Мосгортранс», и лишь недавно один был в качестве эксперимента передан частной компании.
«В конце 2015 года истекает срок действия почти всех наших договоров на социальные маршруты, – говорит топ-менеджер крупной транспортной компании. – Мы боимся, что произойдет своеобразная национализация, новых конкурсов объявлено не будет, все отдадут «Пассажиравтотрансу», а мы останемся с долгами по кредитам, на которые мы обновляли подвижной состав».
Все эти события и стали основанием для обращения Ассоциации перевозчиков пассажиров в прокуратуру. По мнению ее членов, понятие «обслуживающая транспортная сеть» является размытым, поэтому неясны критерии, по которым маршруты включаются в нее. Кроме того, ассоциация указывает, что подобная норма отсутствует в федеральном законодательстве. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что о поводе – передаче «Пассажиравтотрансу» Лиговки – в письме нет ни слова. Не комментируют это обращение и сами перевозчики.
«Все боятся выступать публично, так как договор могут разорвать по любому мелкому поводу», – объясняют такое поведение в одной из компаний. Любопытно, что официально в ассоциацию входит и сам «Пассажиравтотранс».
Добавим, что вскоре после передачи Лиговки «ПАТу» Смольный расторг договоры с еще одним перевозчиком – компанией «Пятый парк», которая аффилирована с известным таксомоторным предприятием «6 миллионов». Компания лишилась социальных маршрутов 18 и 18А, так как, по версии чиновников, не выполняла необходимый объем транспортной работы. Однако, вопреки всем опасениями перевозчиков, их не включили в обслуживающую транспортную сеть, а выставили на конкурс. Тендер объявили и на новый маршрут №109Б.
В самом комитете не смогли оперативно прокомментировать, идет ли речь о новой политике или просто случай с Лиговкой был исключением. Впрочем, понятно, что пассажиров больше интересует не название и юридический статус перевозчика, а комфорт и безопасность поездки. Здесь ситуация была следующей. У «Третьего парка» до октября ходили старые китайские автобусы Golden Dragon, которые, по мнению экспертов и потребителей, уже не соответствовали высокому статусу маршрутов, проходящих по Лиговскому проспекту. У «ПТК» пассажиров обслуживали ЛиАЗы, также поработавшие на улицах Петербурга уже несколько лет. Однако в октябре «Третий парк» выставил на свои маршруты новые белорусские МАЗы 103, которые, по сравнению с Golden Dragon, выглядели скачком в будущее. К тому же в них работал бесплатный Wi-Fi. По информации «Фонтанки», «ПТК» был также готов пустить МАЗы, но, узнав про передачу своего маршрута «Пассажиравтотрансу», отправил недавно закупленные автобусы на другие направления.
«Пассажиравтотранс» на обслуживание новых маршрутов собрал весьма разношерстный парк. Сейчас на них работают ЛиАЗы, НефАзы, «Волжанины» и даже SCANIA. Возраст подвижного состава различный – от полугода до нескольких лет. Наблюдатели отмечают: если бы ГУП вышел в сентябре, когда «Третий парк» возил пассажиров в Golden Dragon’ах, то большинство пассажиров восприняли бы передачу маршрутов как улучшение. Но на фоне новых МАЗов ситуация выглядит иначе.
«Подвижной состав «ПАТа» не впечатляет. Чего нельзя было сказать про новый МАЗ-103», – делится мнением блогер на одном из транспортных форумов.
«Частники могли останавливаться не только на остановках и гоняли на большой скорости иногда. А для меня это самое важное в автобусах. Так что я за частников. К тому же у них теперь удобные МАЗы-103 и ЛиАЗы-5293. А у «ПАТа» ужасные ЛиАЗы-5292, где слишком мало сидений и слишком много места пустует на второй колёсной арке», – указывает другой.
Впрочем, есть и другие мнения. «Пришлось тут недавно по Ленинскому на 26-м от «Третьего парка» ехать. Резкий набор скорости, резкое торможение, и так постоянно. Ну нафиг. И хорошо, что «ПАТу» отдали», – указывает другой блогер.
Добавим: в «Пассажиравтотрансе» обещают, что в ближайшее время на Лиговский проспект будут выставлены 35 новых ЛиАЗов, закупленных в этом году.