Столкнувшись с тем, что он посчитал произволом и несправедливостью, предприниматель из областного Разбегаево пошел нестандартным путем. Полиция забрала у него четыре КАМАЗа. Посчитав, что действие это незаконно и, может быть, даже своекорыстно, директор ООО «Евродорог» просто-напросто отобрал свои машины у властей явочным порядком, и никто ему не смог помешать.
О полицейской операции по борьбе с хищениями большегрузной техники «Фонтанке» рассказал адвокат Алексей Лазарев, представляющий интересы руководителя ООО «Евродорог» Шаварша Айвазяна. Начало истории было положено в Ломоносовском районе Ленинградской области, в деревне Разбегаево.
Хорошо подготовленный экспромт
В июле 2013 года оперативники Ломоносовского ОМВД в соответствии с постановлением следователя обыскали стоянку ООО «Евродорог». Обозначенной в процессуальном документе целью обыска было обнаружение угнанного месяцем ранее голубого скутера стоимостью 25 тысяч рублей, а основанием – показания случайного свидетеля по фамилии Гадунов, который видел, как на стоянку заезжала целая колонна скутеров, и среди них – голубой.
Скутеров полицейские на стоянке не обнаружили. Ни одного. Зато, видимо, чисто случайно, заметили один трактор и четыре КАМАЗа с номерами агрегатов, которые показались им подозрительными. Так как, по мнению оперативников, оставить технику на время проверки подлинности идентификаторов в руках владельца было опасно, они объявили, что заберут все с собой в специальное охраняемое место. Случайно у искателей скутеров под рукой оказались четыре водителя с категорией «С», согласившиеся помочь полиции перегнать КАМАЗы, и трейлер для изъятого трактора.
Никто и звать никак
По словам Алексея Лазарева, после этого полицейские путем нехитрых мероприятий попытались вообще исключить владельца техники из процесса. «Материалы о КАМАЗах, которые мало напоминали мопеды, из уголовного дела о краже выделили в отдельное производство и возбудили дело новое – по статье 326 Уголовного кодекса, карающей за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. Так как дело было возбуждено «в отношении неустановленного лица», то, по мнению дознавателя, Шаварш Айвазян и я, как его адвокат, в деле процессуального статуса не имеем, а значит, наш интерес к судьбе «вещественных доказательств» удовлетворен быть не может». Трактор, правда, в отличие от грузовиков, достаточно быстро вернули.
Не поверив в правоту полиции, адвокат обжаловал действия её сотрудников в суде. Суд изучил документы и установил то, что следовало из протокола обыска: перечислив обнаруженную технику, оперативники не сделали отметки о том, что она изъята, а значит, официально КАМАЗы никто и не забирал.
«Оспариваемое изъятие имущества… как следует из представленных документов, не осуществлялось в ходе обыска». Ленинградский областной суд с позицией первой инстанции согласился. По мнению адвоката, тем самым суды фактически подтвердили, что имущество выбыло из владения предпринимателя незаконно, а значит, он имеет полное право его найти и вернуть.
По следам КАМАЗов
О местонахождении изъятого (а в соответствии с решениями судов, не изъятого, а просто увезенного) имущества было известно. Айвазян, почему-то не доверяя полицейским, на своем авто проследовал за техникой, которая оказалась помещена на охраняемую территорию некоего ООО по адресу: Рощинская улица, дом 2А. Поговорив с охраной предприятия, адвокат Лазарев удивился совпадению. Согласно полученной информации, КАМАЗы, изъятые на стоянке «Евродорога», находились в ведении индивидуального предпринимателя Гадунова. «Мне показали некий документ, именуемый «отношением» и подписанный дознавателем. Обеспечить хранение изъятых у Айвазяна КАМАЗов было поручено индивидуальному предпринимателю Гадунову. Судя по инициалам, тому самому, который наблюдал в Разбегаево стаю мопедов, стремящихся на стоянку тяжелой техники. Редкое совпадение».
Завели и уехали
Предположив нехорошее, предприниматель и его адвокат сделали нестандартный ход. 24 октября, предъявив судебные акты, в соответствии с которыми изъятия КАМАЗов у собственника просто не было, и техпаспорта, водители отодвинули охрану, прошли на территорию и завели технику.
Прибывшие сотрудники полиции из Московского УМВД в течение пары часов задумчиво изучали документы, но в конце концов приняли решение «не препятствовать». Техника с номерами агрегатов, «вызывающими сомнения в подлинности», покинула стоянку. Полицейские из областного Ломоносовского района были поставлены в известность, но на место инцидента не приехали. Наверное, не были готовы отвечать на вопросы о вездесущем Гадунове.
Что это было
Дознаватель, в чьем производстве находится уголовное дело о возможной подделке идентификационных номеров, на все вопросы журналиста ответил «без комментариев», ссылаясь на субординацию и ведомственные инструкции.
Адвокат Лазарев, хотя и осторожен в оценках, не исключает у правоохранителей корыстных замыслов: «Схема, когда изъятая техника, на которой невозможно установить первоначальные номера агрегатов, в ходе расследования меняет собственника, известна. Если какой-нибудь не слишком щепетильный владелец КАМАЗа, угнанного пару лет назад, согласится на комбинацию и опознает любой автомобиль той же марки с переваренными номерами как свой, он может его получить. Не бесплатно, но значительно дешевле рынка. Найти «особые приметы», которые помогут несомненно идентифицировать машину, при сговоре несложно. Нюансы останутся за дверями кабинетов, ибо в огласке такого заинтересованных нет. Я не знаю, готовилась ли подобная операция в нашем случае, но то, что на один из изъятых у «Евродорога» КАМАЗов уже есть претендент, настораживает. Я обратился с соответствующим заявлением в управление ФСБ и готовлю обращение в службу собственной безопасности».
P. S.
Согласно данным государственного реестра, в России есть всего один индивидуальный предприниматель с фамилией Гадунов. Живет он в Ставропольском крае и имеет имя с отчеством, не совпадающие с инициалами свидетеля и хранителя КАМАЗов в одном лице.