22 ноября официально завершится строительство энергетического кольца Петербурга, которое обошлось ОАО «ФСК ЕЭС» в 32 млрд рублей. В рамках этого проекта были модернизированы четыре подстанции, строится пятая, а также переложены десятки километров кабельных и воздушных линий электропередач вокруг города. Предполагается, что кольцо снизит риск возникновения масштабных блэкаутов. Впрочем, от локальных отключений оно все равно не защитит.
Схематически энергетическое кольцо Петербурга представляет собой пять распределительных подстанций, соединенных подземными (кабельными) и воздушными линиями электропередачи. Подстанции высокого напряжения получают электричество от генерирующих источников (электростанций), а затем передают его далее на локальные городские подстанции. До начала реализации проекта кольцо было разомкнуто: отсутствовала связь между подстанцией «Северная» рядом с Лахтой и «Завод Ильич» на Белоостровской улице, «Завод Ильич» не был связан с «Волхов-Северной» на Полюстровском проспекте.
Как говорят в компании «Магистральные электрические сети Северо-Запада» (филиал «ФСК ЕЭС»), система энергокольца является более надежной: каждый объект, входящий в систему, получает питание с двух сторон, что снижает риски ограничения электроснабжения города в случае аварии. Реализация проекта началась в 2007 году, когда была построена подземная кабельная линия от «Завода Ильича» до «Волхов-Северной» протяженностью 9,8 км. Тогда же началась модернизация самих подстанций, после чего их перевели с напряжения в 220 кВ на 330 кВ.
В начале 2012 года «МЭС Северо-Запада» завершила реконструкцию воздушной линии электропередачи между «Волхов-Северной» и «Восточной» во Всеволожском районе Ленинградской области (протяженность – 16,3 км). После модернизации линию перевели на напряжение 330 кВ. В конце 2012 года закончились работы по реконструкции «Восточной» – ее полная мощность была увеличена на 500 мегавольт-ампер до 1822 мегавольт-ампер.
Наконец, в рамках проекта по созданию энергокольца в 2011 года на Васильевском острове началось строительство подстанции напряжением 330 кВ. Одновременно энергетики начали возводить две кабельные подземные линии: от «Василеостровкой» к подстанции «Завод Ильич» и от «Василеостровской» к «Северной». В последнем случае один из участков длиною около 4 км прошел по дну Финского залива. Кроме того, была модернизирована и сама «Северная» – сейчас ее полная мощность составляет 760 мегавольт-ампер вместо 400 ранее.
В общей сложности строительство энергокольца обошлось «МЭС Северо-Запада» в 32 млрд рублей, из них 7,4 млрд ушли на «Василеостровскую», 2,3 млрд – на реконструкцию «Северной», 5,6 млрд – «Волхов-Северной», 7,5 млрд – на «Восточной». В конце 2012 года прошло первое испытание работы энергокольца – тогда этот сложный энергообъект был поставлен под напряжение. В течение всего 2013 года шли пуско-наладочные работы: сеть настраивали на оптимальный режим работы. 22 ноября, в присутствии губернатора Георгия Полтавченко и председателя правления «ФСК ЕЭС» Андрея Мурова, состоится торжественная церемония запуска энергокольца в полноценную эксплуатацию. Правда, «Василеостровская» войдет в состав энергокольца только в 2014 году, когда завершится строительство подстанции.
И энергетики, и чиновники неоднократно подчеркивали, что вместе со строительством энергокольца Петербург наконец избавится от такой достопримечательности, как блэкауты. Напомним, самое серьезное отключение электричества последнего времени произошло как раз из-за аварии на подстанции, входящей в энергокольцо. 20 августа 2010 года из-за проблем на «Восточной» без электричества осталось 40% территории города, была парализована работа метро, без питания остались подстанции Водоканала, отключились светофоры, не ходили пригородные поезда.
Впрочем, от локальных отключений нескольких домов из-за аварий на небольших подстанциях энергокольцо не спасет. Иначе говоря, 40 зданий в Приморской районе, возможно, когда-нибудь вновь останутся без света, как в октябре 2011-го. И уж тем более не поможет оно в загадочных инцидентах, подобных тому, что произошел утром 1 февраля 2013 года, когда без света остались жители Адмиралтейского, Василеостровского и Кировского районов. Напомним, что тогда «Ленэнерго» сообщило, что отключение произошло из-за того, что изоляцию линий электропередачи повредили реагенты, которые используются при обслуживании КАДа. Однако в Дирекции по обслуживанию транспортного обхода, в ведении которой находится трасса, эти обвинения категорически опровергли.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»