Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Сигнал не дошел до радиста "Гринпис"

Сигнал не дошел до радиста "Гринпис"

583

Члены экипажа Arctic Sunrise начали покидать камеры СИЗО. Суды отпускают их из-под стражи под залог, "Гринпис" уже начал переводить деньги, первой в забронированную экологами гостиницу уехала бразильянка Ана Паула. На свободе в ближайшие дни окажутся 29 человек. А в экипаже, напомним, их было тридцать. "Фонтанка" пыталась понять, почему самым опасным "хулиганом" оказался 59-летний инженер-радист, который даже судна не покидал во время акции на "Приразломной".

Два районных суда, Калининский и Приморский, в ближайшее время должны закончить рассматривать ходатайства о продлении сроков содержания под стражей активистов "Гринпис". Уже сейчас, с опережением графика, суды постановили освободить 19 человек из "арктической тридцатки", как только "Гринпис" внесёт залог по 2 миллиона за каждого. Деньги начали поступать, и в среду вышла на свободу первая активистка - гражданка Бразилии Анна Паула Масьель. Если тенденция сохранится, на этой неделе могут выйти на свободу почти все гринписовцы.

Напомним, что 30 членов экипажа ледокола Arctic Sunrise - команда, активисты "Гринпис" и двое журналистов - были арестованы после акции на нефтяной платформе "Приразломная" в Печорском море, где экологи хотели помешать "Газпрому" добывать нефть, повесив природозащитный плакат. Это преступление российская правоохранительная система квалифицировала как пиратство. Что позволило арестовать и экологов, и их ледокол.

Под арестом сначала в Мурманской области, потом в Петербурге гринписовцы провели 62 дня. Западные юристы никак не могли понять, что в инциденте на "Приразломной" можно было расследовать столько времени. И почему за нерасторопность правоохранителей должны расплачиваться обвиняемые. Но наше следствие намерено продолжать свою кропотливую работу. Оно заявило ходатайство о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей ещё на 3 месяца. Напомним, что за истекшее время ему удалось выяснить, что пиратства на "Приразломной" не было, что в арктических водах имело место грубое нарушение общественного порядка - хулиганство, статья 213 УК РФ.

Единственный участник несчастливого плавания, которому суд продлил срок содержания под стражей на 3 месяца, - это не активисты, которые карабкались на платформу, и даже не капитан ледокола. А радист Колин Рассел.

- Для нас большая загадка, почему так случилось, что всех освобождают, а Рассела оставили под стражей, - поделился с "Фонтанкой" его адвокат Дмитрий Герасимов. - Доводы следствия, изложенные в ходатайствах о продлении сроков содержания под стражей, везде одни и те же. Почему именно с моим подзащитным так поступили, я не понимаю. Особой роли в совершении преступления ему не вменяется. Во всяком случае, следствие в своём ходатайстве ничего об этом не говорит.

"Я просто хочу спать по-человечески…"

Утром в понедельник пять федеральных судей Калининского и Приморского районных судов Петербурга приступили к процедурам рассмотрения ходатайств следствия о продлении сроков содержания под стражей. И одновременно - прошений адвокатов об освобождении под залог. Практика показывает, что обычно наши суды "дежурно" идут навстречу правоохранителям. В случае с "арктической тридцаткой" рутина должна была растянуться на неделю, но итог все считали вполне предсказуемым.

- Перед началом суда Колин сказал мне, что надеется на лучшее, но будет готовиться к худшему, чтобы потом меньше расстраиваться, - рассказал "Фонтанке" адвокат Дмитрий Герасимов.

Колин Рассел, спокойный седой человек в очках с мягкой улыбкой и тихим голосом, оказался первым, по кому судья выносила постановление.

- Я не очень молодой и не очень здоровый человек, - обратился он через переводчика к судье Приморского райсуда Алле Ермаковой. - Я просто хочу спать по-человечески и по-человечески питаться. Если вы разрешите мне выйти на свободу, моё мнение о российском правосудии изменится к лучшему.

Судья Ермакова равнодушно скользнула взглядом по прутьям клетки, покрашенным розовой краской. И ушла на перерыв.

Колину Расселу 59 лет, он живёт на острове Тасмания, там у него остались жена, взрослая дочь и собака. Перед отъездом в эту экспедицию он не закончил ремонт в доме на своей ферме. По специальности Рассел - инженер, специалист по электронике. На Arctic Sunrise обеспечивал радиосвязь. В то время, когда активисты-экологи на шлюпках отправились атаковать "Приразломную", он вместе с командой оставался на судне.

- Он никак не может понять, в чём его обвиняют, - говорит Дмитрий Герасимов. - Я объясняю ему, что этого не могут понять и здравомыслящие юристы. Но от этого его непонимание только усиливается.

Считается, что австралийцы живут обособленно от остального населения планеты и мало знают о других странах. Колин много читает, интересуется политикой, поэтому он знает, что была такая страна - СССР, и в ней правило зловещее и загадочное НКВД, которое всех сажало в тюрьму, суды подчинялись только главе государства, а сами ничего не решали. Но ещё он у себя в Австралии читал, что те времена кончились и теперь в России всё по-другому.

Рассела арестовали вместе со всей "тридцаткой" и, как и всем, предъявили обвинение в пиратстве. Потом в хулиганстве. К тому моменту, когда его повезли в суд, чтобы тот продлил срок заключения, Колин провёл в тюрьме 62 дня. В Мурманске его посадили к курильщикам, а у него астма. Никакие просьбы о переводе в другую камеру и жалобы адвоката не помогали. Коллегам по "Гринпис" разрешили передавать ему лекарство. В Петербурге ему сиделось полегче, потому что в камере не курили. Соседом оказался серб, говорящий по-английски, и Колину было с кем поговорить. Он очень надеялся, что на этой неделе кошмар закончится.

Судья Алла Ермакова удовлетворила ходатайство следствия и продлила Колину Расселу срок содержания под стражей на 3 месяца - до 24 февраля 2014 года. В своём решении она признала состоятельными доводы следствия о том, что гражданин Австралии не имеет постоянной регистрации в Санкт-Петербурге, способен скрыться от следствия, вдобавок на свободе он может вступить в сговор с другими предполагаемыми участниками преступления, поэтому ему надлежит оставаться в изоляции.

Перемена мест

Одновременно с Расселом перед судьями предстали двое других активистов "Гринпис". У них заседания сильно затянулись. Каждый час судьи объявляли перерыв. Когда Колина уводили из суда обратно в СИЗО, в других залах как раз были такие перерывы. А потом вдруг ситуация в обоих судах резко поменялась. Прокуроры, которые до этого поддерживали ходатайства следствия, передумали. Судьи начали отпускать обвиняемых под залог.

Днём позже, во вторник, та же судья Ермакова в заседании с участием того же представителя прокуратуры рассматривала ходатайство следствия о продлении сроков содержания под стражей гражданина Аргентины Мигеля Орси. Следствие не баловало суд разнообразием, и тексты ходатайств были практически одинаковыми. И адвокат Мигеля Орси привёл почти те же доводы, что накануне его коллега в защиту Рассела. Зато как поменялся результат: судья Ермакова вынесла постановление об освобождении Мигеля Орси под залог.

- Мы с коллегой, который защищает Мигеля, сравнили два постановления, написанные судьёй Ермаковой с интервалом в сутки, - говорит адвокат Дмитрий Герасимов. - Два документа различаются только концовками. В понедельник судья Ермакова написала, что гражданин Австралии может скрыться, поскольку у него нет регистрации в России, и что он, находясь на свободе, может вступить в сговор с другими обвиняемыми. В постановлении по Мигелю, вынесенном во вторник, та же судья пишет: она не находит обоснованным утверждение следствия о том, что гражданин Аргентины может скрыться или вступить в сговор с другими обвиняемыми.

Начиная со второй половины дня в понедельник все судьи стали выносить постановления об освобождении обвиняемых под залог. И чем дальше, тем быстрее они такие решения принимали.

Уже вышла на свободу, повторим, Анна Паула Масьель. Двоим её единомышленникам, фотографу Денису Синякову и пресс-секретарю организации Андрею Аллахвердову, пришлось остаться на ночь за решёткой из-за бюрократических странностей: пока СИЗО и суд гоняли друг к другу адвокатов с документами, ссылаясь на некую "внутреннюю инструкцию" изолятора, в "Крестах" закончился рабочий день. Есть надежда, что утром молодые люди всё-таки выйдут оттуда.

Вот имена тех, кто на свободе одной ногой: видеооператор Кирон Брайан, судовой врач Екатерина Заспа, активистки Сини Саарела, Камила Специале, Файза Аулахсен, Анна Йенсен и Александра Харрис, активисты Томаш Демьянчук и Энтони Перретт, матросы Кристиан Д'Алессандро и Франческо Пизаню, инженеры Дэвид Хаусман и Маннес Убельс, помощник капитана Мигель Орси, старпом Пол Ружицки, капитан Питер Уилкокс.

Адвокат Дмитрий Герасимов сообщил "Фонтанке", что подал в городской суд жалобу на постановление по Колину Расселу и рассчитывает на скорейшее рассмотрение. Посол Австралии намерен выяснить, чем гражданин его страны отличается от других обвиняемых в "арктический тридцатке".

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях