1 декабря южный участок ЗСД переходит в управление компании «Магистраль Северной столицы», которая принадлежит ВТБ и Газпромбанку. С этого момента именно она будет собирать деньги за проезд по трассе, которая была построена за счет бюджета. В конце 2013-го – начале 2014 года концессионер получил контроль и над северным участком, также возведенным за счет государства. Смольный вернет себе право собирать плату только в 2042 году.
ООО «Магистраль Северной столицы» («МСС») является совместным предприятием ВТБ и Газпромбанка. В 2011 году концессионная компания выиграла право на строительство центрального участка ЗСД – от набережной Обводного канала до улицы Савушкина – за 120 миллиардов рублей. Согласно соглашению, заключенному Смольным и «Магистралью Северной столицы» («МСС»), еще до окончания строительства центрального участка концессионер получает в управление южный и северный, которые сейчас находятся в ведении ОАО «ЗСД», на 100% принадлежащего Смольному.
Как рассказали «Фонтанке» в «Магистрали Северной столицы», официально южный участок перейдет в ведение компании 1 декабря. Что касается северного, то сроки его передачи официально пока не называют, но по плану он отойдет концессионеру только после того, как проезд по нему станет платным. Напомним, что рабочее движение по северной части ЗСД от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия» было открыто президентом Владимиром Путиным в начале августа. Однако официально строительство еще не завершилось: до последнего времени велись работы по благоустройству, установке шумозащитных экранов. Наконец, самое главное: на участке до сих пор не оборудованы пункты взимания платы.
По словам представителя ОАО «ЗСД», пункты оплаты должны появиться к концу 2013-го – началу 2014 года. Соответственно, только после этого северный участок отойдет в ведение к «Магистрали Северной столицы». Отметим, что недавно ОАО «ЗСД» объявило тендер на оказание услуг по уборке и содержанию северного участка за 230 миллионов рублей. Контракт будет заключен на период с декабря 2013-го по апрель 2014 года. Однако в самой компании заверяют: заключение договора именно на это время не означает, что передача состоится только в апреле. В любой момент подрядчик сможет переподписать контракт с «Магистралью Северной столицы».
Как говорят в «МСС», сотрудники ОАО «ЗСД», занятые на обслуживании южного участка, автоматически перейдут на работу к новому оператору (в том числе более 130 кассиров). С 1 декабря пополнять бесконтактную смарт-карту и транспондер нужно будет не на сайте ОАО «ЗСД», а на портале «МСС» – www.nch-spb.ru. Самые большие изменения произойдут для юридических лиц, которые оплачивают проезд для своих водителей: в основном это грузовые компании. После 1 декабря им придется указывать новые реквизиты. Впрочем, планируется, что их заранее начнут уведомлять о переходе магистрали к новому эксплуатанту.
Стоимость проезда пока останется неизменной: 30 рублей для легкового транспорта, 70 рублей – для грузовиков. Однако не исключено, что в конце 2013-го – начале 2014 года тариф повысится. Ранее представители ОАО «ЗСД» заявляли, что вместе с повышением цен южный участок могут поделить на зоны: например, тариф повысится до 50 рублей, но введут две зоны, проехать по которым можно будет за 25 рублей. Добавим, что дифференцированным планируется сделать и тариф на проезд по северному участку.
По соглашению со Смольным, «Магистраль Северной столицы» будет эксплуатировать ЗСД до конца декабря 2042 года, то есть около 30 лет. При этом, как известно, и южный, и северный участки были целиком построены за счет бюджета: стоимость их строительства составила 47 и 36 миллиардов соответственно. Схема финансирования центрального участка следующая – 60 миллиардов рублей на строительство предоставят российские и иностранные банки: 25 – Внешэкономбанк, 10 – Евразийский банк развития, 200 миллионов евро – Европейский банк реконструкции и развития, 8,5 – ВТБ, 8,5 – Газпромбанк. Помимо этого «Магистраль Северной столицы» потратит 9 миллиардов собственных средств. Еще 51 миллиард будет выделен из бюджета.
Любопытно, что из всех вышеперечисленных банков по-настоящему негосударственными инвестициями можно считать вклады ЕБР и ЕБРР, так как все остальные банки так или иначе контролируются правительством РФ. Добавим также, что Смольный гарантировал концессионерам минимальный годовой доход с платной трассы в 9,6 млрд рублей: если сборы будут меньше этой суммы, то бюджет вынужден будет компенсировать разницу, если больше, то 90% дохода будет уходить Петербургу, 10% – инвестору.