Долг российских автолюбителей перед налоговиками составляет около 350 миллиардов рублей. И речь не только о транспортном налоге, но и о налогах вообще. В Госдуме придумали, как бороться с неплательщиками. Им попросту не будут продавать полис ОСАГО. Соответствующий документ внесен на рассмотрение парламентариев. В случае принятия он вступит в силу с 1 апреля 2014 года.
Идея законопроекта принадлежит члену Совета федерации Людмиле Боковой. Сенатор подсчитала: только по официальным данным, из-за неплательщиков налогов на 1 января 2013 года бюджет страны недополучил 346,3 миллиарда рублей. Из-за массовых недоимок законотворец предлагает меру «косвенного воздействия на налогоплательщиков». А именно – включить в перечень документов, необходимых для покупки ОСАГО, справку из УФНС.
Напомним, перечень бумаг, необходимых для приобретения полиса автогражданской ответственности, сейчас включает в себя 4 обязательных пункта: водительское удостоверение, паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и диагностическую карту – сертификат о технической исправности.
Предложены и изменения в Налоговый кодекс. Так, в функции налоговых органов будет входить выдача справки «об отсутствии у налогоплательщика (плательщика сборов) задолженностей по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей». Автор проекта предусмотрела и случаи оспаривания претензий фискального ведомства жителями России. В таком случае справку дадут, но со сведениями об обжаловании. Естественно, документы придется запрашивать в «установленном порядке» (каком – неизвестно).
Единого списка должников у налоговой нет. В Интернете в данный момент есть три сайта, на которых можно получить информацию о задолженности. Это «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте Федеральной налоговой службы, банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов и Портал госуслуг. Причем личный опыт показывает, что данные там могут различаться.
Добавим, что в данный момент Госдума уже активно работает над проектом закона об ОСАГО. В конце октября в парламенте даже прошли слушания, призванные всесторонне улучшить документ. Как заявил «Водителю Петербурга» депутат Госдумы Ярослав Нилов, во время парламентских слушаний конкретные поправки не обсуждались. Однако возможные изменения в документах все же были озвучены. В частности, речь идет об установке нормативов по срокам и форме досудебных разбирательств между страховой компанией и автовладельцем. Помимо этого, обсуждается вопрос о расширении увеличенных выплат по европротоколу на больший круг регионов (сейчас речь идет в основном о Петербурге и Москве).
Также рассматривается возможность отмены коэффициента износа автомобиля при покупке полиса и вопрос создания комиссии, которая разработала бы единые критерии для оценки ущерба после ДТП. «Кроме того, сейчас еще непонятно, либо Закон «О защите прав потребителей» по-прежнему будет распространяться и на отношения страховщиков и застрахованных, либо его нормы перейдут в новый закон об ОСАГО», – добавил представитель ЛДПР, отметив, что по-прежнему настаивает на возможности предоставления альтернативы: покупать страховку на машину или на конкретного автовладельца.
Согласно первоначальной версии документа, повышается сумма выплат за причинение вреда здоровью (со 160 до 500 тысяч рублей), за материальный ущерб смогут выплатить 400 тысяч рублей вместо нынешних 120. Что касается лечения, то тут критерии также будут определены заранее. Помимо этого пострадавший в аварии сможет получить дополнительные выплаты по результатам экспертиз, доказавших, что повреждения более серьезны, чем предполагалось изначально. В качестве дополнительного бонуса для водителей – возможность выбрать деньги (наличными или безналом) или ремонт автомобиля.
Сумма выплаты по ДТП, зафиксированному без участия сотрудников полиции, увеличивается в 2 раза – до 50 тысяч рублей. В «особые» регионы вынесены Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области. При предоставлении фото- и видеофиксации водителям там может быть выплачено до 400 тысяч рублей. Согласно проекту документа, по упрощенной схеме смогут фиксироваться аварии и с несколькими участниками в том случае, если обстоятельства, характер и перечень повреждений не вызывают между ними споров.
В случае принятия поправок будет уточнен срок получения компенсации. Срок страховой выплаты должен составлять не более 30 дней (увеличение его допустимо, только если пострадавшая сторона задержалась с предоставлением машины для осмотра). При этом отсчет будет вестись с момента принятия страховщиком заявления о выплате.