ВАС защитил композиторов и музыкантов от примитивных пародий.
Не любая комическая переделка песни считается пародией и может использоваться без согласия автора. Такое решение принял сегодня Высший арбитражный суд России.
Конфликт разгорелся вокруг программы «Стиляги-шоу с Максимом Галкиным» на канале «РТР». В одном из выпусков прозвучали пародии на музыкальные видеоклипы «Лондон», «Сан-Франциско» и «Чао, бамбино» группы «Кармен». ООО «Первое музыкальное издательство», которому принадлежат авторские права на эти произведения, потребовало от создателей шоу (компании «МТФ Продакшн») компенсации за их незаконное использование.
Однако ответчик счел такие претензии необоснованными. Ведь закон допускает свободное использование оригинального произведения с целью создания другого в жанре литературной, музыкальной или иной пародии. Более того, автор оригинала не вправе запрещать такую переработку и использование. Создателю спорной программы удалось доказать, что она выходит в формате «Let’s Dance» (разновидность шоу «Танцы со звездами») и носит пародийный характер. В ней известные лица (артисты, спортсмены и другие) с использованием специально подобранных костюмов, грима и музыкального сопровождения исполняют различные сценические номера, пародируя манеры выступления, пения либо танца известных музыкальных исполнителей.
Суды трех инстанций отклонили требования правообладателя, но ему удалось добиться пересмотра дела в ВАС. Хотя представитель истца Андрей Сотников признавал, что законодатель не дает понятие пародия, нет и соответствующей практики. А потому многие пользователи злоупотребляют этим правилом по формуле – «смешно равно пародии». В спорном шоу, по его мнению, пародии нет. «Может, комичность заключается в неуклюжем исполнении хореографического номера?» – заявил Андрей Сотников.
А вот по мнению представителя компании «МТФ Продакшн» Алексея Мусатова истец злоупотребляет своим правом, так как первоначально дал согласие на использование ролика, а потом решил получить побольше денег.
Оценивая материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что в спорном шоу музыкальные произведения вообще не перерабатывались – не менялись ни музыка, ни слова. «Не может считаться пародией произведение, в котором просто изменена некая деталь, персонаж, объект первоначального произведения. Иными словами, оригинальное (первоначальное) произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством ... Недостаточно просто назвать произведение пародией для получения защиты от иска о нарушении исключительного права», – констатировали служители Фемиды.
Поскольку доказательств такой «глубокой переработки» компания «МТФ Продакшн» не представила, президиум ВАС отменил все ранее принятые в ее пользу решения и взыскала в пользу ООО «Первое музыкальное издательство» требуемую им компенсацию в размере 600 тысяч рублей (по 200 тысяч за каждое спорное произведение).