Российские законотворцы, кажется, соревнуются по части борьбы с нетрезвыми водителями. Мало того, что им хотят сильно усложнить процесс возврата прав и грозят уголовным преследованием. Очередная громкая идея – отбирать машины у «рецидивистов» и алкоголиков, не имеющих права управления ТС. Идея, правда, совсем не нова. Эксперты же считают, что это – попытка решить уже решенную юридически проблему, ведь за опьянение и так лишают прав.
Сейчас за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, в соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ, наказывают штрафов в 30-50 тысяч рублей с лишением права управления ТС на срок от полутора до трех лет. Автор нового законопроекта, внесенного в Госдуму и размещенного в её базе данных, депутат фракции ЛДПР Сергей Иванов, считает, что этого мало. «Наказание в виде лишения прав является недостаточной мерой ответственности, так как не препятствует повторному совершению правонарушения», – говорится в пояснительной записке к документу. Введение же дополнительного наказания в виде конфискации транспортного средства «одновременно позволит увеличить и степень ответственности за данное правонарушение, и создаст препятствие для его повторного совершения», считает автор инициативы.
Отбирать машину как «орудие совершения административного правонарушения, принадлежащее на праве собственности лицу, привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение, либо находящееся в совместной собственности или без таковой» предлагается в двух случаях:
пункт 3 статьи 12.8 КоАП РФ – если нетрезвый водитель лишен прав или не имеет их;
пункт 4 статьи 12.8 КоАП РФ – при повторном совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, то есть управление в нетрезвом состоянии или передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
В Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству считают, что концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении.
«Идея, конечно, интересная, – считает член совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, – но спорная. С точки зрения нашего законодательства ее сложно реализовать, например если машина не принадлежит нарушителю». Кроме того, юридически эта проблема уже решена, отмечает эксперт. Пьяного водителя и так лишают прав на срок до 2 лет, а при повторном нарушении – до 3 лет. «Это попытка решить уже решенную проблему, – говорит Холодов. – В-третьих, смущает коррупционность вопроса. У водителя, которому грозит конфискация автомобиля, большой соблазн предложить взятку».
Кстати, в сентябре 2012 года Сергей Иванов уже пытался внести в Госдуму поправки в КоАП о конфискации машин у нетрезвых водителей. Но кабинет министров дал отрицательную резолюцию на законопроект, посчитав, что такое наказание ограничивает право частной собственности, гарантированное частями 1 и 3 статьи 35 Конституции России.
В Белоруссии, впрочем, подобный закон приняли, и он уже действует. 24 октября 2013 года у наших соседей вступили в силу поправки в законодательство, усиливающие ответственность за управление ТС в состоянии опьянения: увеличены и штрафы, и предельные сроки лишения свободы за «пьяное» ДТП с жертвами. Новая мера – конфискация – применяется за повторное нарушение, совершенное в течение года. Автомобиль забирают навсегда, причем это грозит и гражданам России, попавшимся на пьянстве за рулем в Белоруссии. Конфискация не касается транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц, например угона.
Есть уже и один наказанный. В середине ноября суд в Минске принял решение об изъятии автомобиля у провинившегося водителя. Его поймали в нетрезвом виде 25 октября и лишили прав. А 28 октября он попался снова. Содержание алкоголя в крови составило 1 промилле. «Фиат», на котором ездил «рецидивист», суд выставил на торги, хотя он и принадлежит другому человеку. Стартовую цену при этом устанавливает специальная комиссия. И хозяин машины, и сам нарушитель могут вернуть ее – приняв участием в торгах на общих основаниях. Хотя последнему это, вероятно, будет затруднительно: помимо прочих наказаний (исправительные работы и лишение прав) суд назначил ему штраф в размере 4,2 тысячи долларов.
В России с пьянством за рулём борются всем миром. Известный законотворец, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, проводит в Уголовный кодекс РФ поправки, которые относят повторное управление автомобилем в пьяном виде к уголовной сфере. И обещает вместе с коллегами из ГИБДД сделать все для того, чтобы законопроект был принят до конца года. «Это будут и принудительные работы, и реальное лишение свободы», – подчеркнул Лысаков, возглавляющий партию «Автомобильная Россия».
С другого боку подошли к проблеме в Министерстве внутренних дел. Чиновники придумали усложнить процедуру возврата прав водителями, лишенными их за пьянку. Во-первых, надо будет пройти медкомиссию. «Лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляют медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами», – говорится в законопроекте. Кроме того, надо будет сдать теоретический экзамен на знание ПДД в ограниченный срок – по истечении не менее половины назначенного срока лишения права управления ТС.
Проблема пьянства исторически актуальна для нашей страны, но так ли всеобъемлюща, как ее представляют? В 2012 году мировые суды Петербурга рассмотрели дела в отношении 8,8 тысячи пьяных водителей. Всего около 6,8 тысячи человек были лишены прав, и только 743 приговорены к административному аресту. По официальной статистике, пьяные водители устраивают каждое 13-е ДТП в России. А вот, например, некачественный асфальт становится причиной каждой пятой аварии. Но ему столько законопроектов не посвящают.