Смольный намерен вернуться к схеме привлечения инвесторов для реконструкции котельных, находящихся в ведении государства. Правда, в отличие от «Петербургтеплоэнерго», которое за модернизацию энергетических объектов получает бюджетную субсидию, новым инвесторам предложат заработать за счет платы жителей и предприятий за тепловую энергию. Эксперты опасаются, что в условиях регулируемого тарифа инвесторы вряд ли заинтересуются подобными проектами.
Идея по привлечению инвесторов к реконструкции городского теплосетевого хозяйства не нова. В середине 2000-х годов Смольный последовательно заключил несколько договоров с «Газпромом» на реконструкцию котельных в Петроградском, Петродворцовом, Курортном, Адмиралтейском и Центральном районах Петербурга. Реализацией проекта занимается «дочка» монополии «Петербургтеплоэнерго». Так, с 2004-го по 2008 год на Петроградской стороне она построила или реконструировала 91 котельную и переложила 226 км сетей, потратив 5,8 млрд собственных средств.
Однако, подписывая все эти соглашения, Смольный взял на себя обязательство по выплате «Петербургтеплоэнерго» ежегодной субсидии на покрытие расходов. Субсидии будут выплачиваться до конца второго десятилетия 21-го века: так, предполагается, что последние выплаты за работы в Петроградском районе «Газпром» получит в 2016 году, за работы в Курортном – в 2017-м. Общий размер субсидии по каждому проекту равняется объему средств, вложенных «Петербургтеплоэнерго». Впрочем, нужно отметить, что если бы Смольный пошел традиционным путем и провел реконструкцию через систему госзаказа, то нагрузка на бюджет возросла бы: те же 5,8 млрд, ушедших на Петроградский район, нужно было бы выделить в течение 5 лет, а не 10, как это предусмотрено проектом.
Как стало известно «Фонтанке», теперь городское правительство вновь вернулось к идее по привлечению инвесторов к реконструкции теплосетевого хозяйства, находящегося в ведении государства. Соответствующая идея прорабатывается профильным комитетом по энергетике и инженерному обеспечению. Однако при Георгии Полтавченко Смольный не планирует гарантировать инвесторам возвращение средств через субсидию. Им предложат вернуть вложенные деньги за счет платы, которую вносят за тепловую энергию население и предприятия, а также за счет сбора за подключение к сетям для новых абонентов. Кроме того, компаниям, возможно, предоставят налоговые льготы.
По предварительным расчетам чиновников, при такой схеме для возврата средств потребуется срок свыше 10 лет. Конкретный план реализации проекта еще не разработан. Так, рассматривается вариант, при котором инвестор не только реконструирует объект, но эксплуатирует его в течение определенного времени. Одновременно изучается вариант, при котором компания или группа компаний оставляют эксплуатацию городу, получая только свою долю от тарифа.
В список объектов, которые предложат инвесторам, попадет только хозяйство государственной компании «ТЭК Санкт-Петербурга». По информации «Фонтанки», комитет по энергетике уже дал поручение руководству ГУП подготовить список объектов, которыми нужно заниматься уже в ближайшее время, но которые из-за отсутствия финансирования не попали в Адресную инвестиционную программу проекта бюджета на 2014-й и в перспективный план 2015 - 2016 годов. В самом ГУП «ТЭК» сообщили, что потенциально в этот список могли бы попасть следующие объекты: модернизация котельной «Коломяжская» и возведение нового источника тепловой энергии в Приморском районе ПМ-3; реконструкция Северомуринской котельной, которая в перспективе будет обслуживать здания в районе Ручьи, а также строительство инфраструктуры на самой территории бывшего совхоза.
Как говорят в ГУП «ТЭК», точная стоимость всех проектов по модернизации теплосетевого хозяйства предприятия еще не определена, однако речь может идти о «десятках миллиардов рублей». Учитывая отсутствие конкретики, потенциальные инвесторы пока не говорят ничего определенного о своем возможном участии в подобных проектах Смольного. «Теоретически мы готовы участвовать во всех проектах города, но нужно смотреть конкретную экономику проекта», – отметили в компании «Петербургтеплоэнерго».
Впрочем, эксперты отмечают, что в условиях регулируемого тарифа добиться возврата инвестиций будет весьма сложно. «Для привлечения в теплосетевой комплекс частных инвестиций необходимо утверждение понятного механизма расчета доходности на вложенный капитал. В качестве примера – введение долгосрочной тарификации в электросетевом комплексе. Ввиду навязанных свыше ограничений темпов роста конечного тарифа на электроэнергию эта инициатива практически провалилась. Существует немалый риск повторения ситуации и в данном случае», – говорит аналитик ИК «Энергокапитал» Василий Копосов.
Добавим, что Смольный уже заявил о другом крупном проекте государственно-частного партнерства в области ЖКХ. Правительство города намерено задействовать механизм концессии для модернизации объектов ГУП «Водоканал». Здесь также рассматриваются различные варианты: передача всего Водоканала концессионеру сроком на 25 - 30 лет или же реализация точечных проектов. Если говорить о первом варианте, то первоначально потребность предприятия в инвестициях оценивалась в 100 млрд рублей. Однако, согласно проектам схем водоотведения и водоснабжения, речь может идти о 280 млрд рублей.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»