Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Акциониста Павленского ждут Pussy Riot и Greenpeace

Акциониста Павленского ждут Pussy Riot и Greenpeace

680

В отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело. Акцию, устроенную им на Красной площади в День милиции, следствие считает преступлением. Он, напомним, не танцевал в храме и даже не лазал по нефтяным платформам "Газпрома", зато сел нагишом на Красной площади и пригвоздил к брусчатке собственные половые органы. Этот поступок следствие ставит в один ряд с преступлениями Pussy Riot и Greenpeace. "Фонтанка" задала юристам вопрос, который у нас на глазах становится "вечным": о статье УК РФ "Хулиганство".

ГУ МВД по Москве сообщило сегодня, что хулиганский поступок Петра Павленко на Красной площади в воскресенье, 10 ноября, рассматривается уже в рамках уголовного дела. Художнику, пока - в статусе подозреваемого, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Напомним, что 10 ноября петербуржец Пётр Павленский, называющий себя «художником-монументалистом», уселся нагишом перед Мавзолеем Ленина и натурально, посредством гвоздя и молотка, прибил к мостовой свою мошонку. В среду на брифинге он сообщил журналистам, что благодаря адреналину и холоду почти не испытывал боли, правда, было холодновато, особенно замёрзла рука с молотком.

- Сейчас ещё не власть держит людей за яйца, мы сами себя держим за яйца, - "перевёл" он язык своего замёрзшего тела. - Но скоро люди сядут все. Для этого не нужно будет никого сажать в тюрьму, сама страна станет тюремным режимом.

С площади Павленского увезла полиция, сначала - в медпункт для оказания первой помощи, потом в отделение, затем - в суд, где в его действиях не нашли состава административного правонарушения.

Эта акция у Павленского была третьей по счёту. В июле прошлого года он прославился, когда встал у Казанского собора с плакатом в защиту Pussy Riot и зашил себе рот суровой ниткой. Позже художник улёгся перед Мариинским дворцом, обмотавшись колючей проволокой, другой одежды на нём не было. Те акции он назвал "Шок" и "Туша". На Красной площади 10 ноября состоялась "Фиксация".

- Акция художника Павленского была очень интересной, - восторженно отозвался о "Фиксации" Пётр Верзилов, супруг одной из представтельниц Pussy Riot Надежды Толоконниковой. - И мы видим, что уже начался новый виток привлечения к ней внимания, только теперь этим уже занимаются правоохранители.

Вообще-то, правоохранители привлекают не столько внимание, сколько самого Павленского: к уголовной ответственности по статье 213 УК РФ - хулиганство.

Одна статья на всех

- Эта статья всегда была универсальной, - говорит адвокат Юрий Новолодский. - Она и создавалась как универсальная. В 1970-е годы в СССР была очень серьёзная борьба с хулиганством. И эта статья такая "резиновая", её можно было приделать к чему угодно.

Советская практика, судя по происходящему, возобновилась в наши дни: правоохранители признают хулиганством очень широкий спектр поступков, особенно когда речь идёт о протесте. Напомним, что по этой же статье получили по "двушечке" девушки из Pussy Riot, она же инкриминируется активистам Greenpeace, атаковавшим нефтяную платформу "Газпрома".

- Хулиганство - это действия, целью которых является попрание существующих в обществе правил, публичное надругательство над ними, - объясняет Юрий Новолодский. - Но иногда такие действия могут иметь общественно полезные цели. Когда человек хочет приковать внимание в каких-то общественно полезных целях, то это ни в коем случае нельзя рассматривать как хулиганство.

Несмотря на то, что цели Павленского можно отнести к общественно полезным, на него, считает адвокат, эту статью распространить можно.

- Важно, каким именно образом он приковывал внимание, - уточняет Юрий Новолодский. - В общественном месте, на Красной площади, он был голый. А это грубо нарушает общепринятые моральные нормы в обществе. Как такое же страшное преступление, как сплясать в церкви или залезть на нефтяную платформу, это кошмар.

Адвокат Марк Фейгин считает, что история о прибитой мошонке, начавшаяся в воскресенье на Красной площади, может довольно грустно закончиться где-нибудь в Мордовии.

- Я по этому поводу много шутил, но когда это переходит из области мошонки в область уголовного преследования, становится несмешно, - замечает он.

Статья о хулиганстве, по его словам, в последнее время у нес не просто "применяется направо и налево", она "подменяет административные составы".

- В тех случаях, когда имеет место административное правонарушение, избирается уголовный состав, - объясняет он. - И делается это с одной целью: усилить наказание. Акцию Павленского я глубоко не одобряю, но считаю, что он абсолютно не должен быть наказан уголовно. Ну, может быть, административно, по статье "мелкое хулиганство". Такой состав, в принципе, может быть притянут, поскольку он был обнажённым и его тело, возможно, не всем было приятно лицезреть. Не говоря уж о манипуляциях, которые он производил. Но уголовного состава я здесь не вижу.

Главное, что вызывает интерес у адвоката, - это какой именно пункт первой части статьи 213 в конечном счёте "выберет" следствие.

- Мне не очень понятно, какой пункт статьи 213 тут можно избрать, - подмечает Фейгин. - Пункт "а" - с применением оружия. Или "б" - по мотивам политической, расовой, национальной, религиозной ненависти либо по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Вот хочется понять: по отношению к какой именно социальной группе? Не вижу я здесь ни политической, ни идеологической, ни национальной, ни религиозной вражды. Хотя у нас по этому поводу бывают такие волшебные экспертизы, что, может быть, что-то изобретут.

Профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского института МВД Сергей Максимов добавляет, что пункт "а" тоже не подходит, потому что к оружию никак нельзя приравнять молоток, которым художник прибивался к площади.

- Слова "предмет, который может быть использован в качестве оружия" подразумевают причинение смерти или вреда живой силе, - разъясняет полковник полиции. - Но в этом случае художник не использовал молоток против других людей, а причинение вреда себе не входит в понятие оружия.

Что же касается мотива о политической, расовой и прочей ненависти (пункт "б"), то именно благодаря ему, считает Сергей Максимов, статья о хулиганстве у нас и стала в последнее время такой "популярной". Этот пункт появился в Уголовном кодексе совсем недавно - в декабре 2011 года. И сразу полюбился правоохранителям.

- До этого хулиганство определялось исключительно как грубое нарушение общественного порядка, - объясняет профессор Максимов. - Если оно сопряжено с применением насилия, то это уголовное преступление, не сопряжено - административное правонарушение. Но мы начали совершенствовать эту конструкцию. И досовершенствовали её до того, что хулиганство стало таким специфическим составом, с помощью которого мы пытаемся уголовно-правовыми средствами бороться с разными способами так называемого ненасильственного экстремизма. Ненасильственного - подчёркиваю. И это уже достаточно спорно, когда ненасильственный экстремизм мы начинаем рассматривать как уголовное преступление.

Адвокат Марк Фейгин говорит, что такое понятие, как хулиганство в уголовном смысле, - российская специфика.

- Понятия "хулиганизм" (оно так и переводится на английский) нет больше в уголовном законодательстве нигде - ни в Америке, ни в Европе, - рассказывает он. - Это такой специфический советский состав преступления, который перешёл к нам из СССР. В других странах есть квалификация конкретного действия. Если есть какое-то насильственное действие, то оно так и квалифицируется - как насилие. В цивилизованных странах государство в принципе не берёт на себя функцию морального осуждения. Это вопрос совести. Там такого же Павленского, если бы дело вообще дошло до наказания, скорее, оштрафовали бы.

Учитывая сложившуюся практику применения статьи 213 УК РФ, адвокат Юрий Новолодский предлагает будущим акционистам перед выходом на Красную площадь или выступлением в храме консультироваться с юристами.

- С теми, кто хочет эпатировать, я бы с удовольствием провёл беседу, чтобы они, несчастные, поберегли свои половые органы и свою свободу, - предлагает он. - Я бы порекомендовал им избирать такую форму протеста, которая бы не сопрягалась с грубым нарушением нравственных норм и правил. Тогда всё будет замечательно.

Голые и несмешные

Однако художники категорически против того, чтобы "всё было замечательно".

- Художник не должен консультироваться ни с какими юристами! - безапелляционного заявляет Пётр Верзилов. - Не дело художника извиваться так, чтобы власть, не дай бог, не усмотрела повода возбудить уголовное дело!

Сам Пётр Павленский согласен с коллегой. Кровопролитие и членовредительство он считает просто-таки обязательным элементом акций.

- Я демонстрирую взаимоотношения государства и общества, где власть выступает как аппарат насилия, совершает над обществом насилие, очень близкое к тому, которое показываю я, - объясняет он. - Только я показываю его метафорически!

Ещё меньше он готов отказаться от демонстрации своего обнажённого тела.

- В первой акции мне нужно было концентрировать внимание на голове, и одежда не играла роли, даже лучше, чтобы она была, - уточняет он. - Но если бы одежда была в акциях "Туша" и "Фиксация", они потеряли бы смысл!

Он не согласен даже на уступку в виде, например, трико телесного цвета, которое затруднило бы возбуждение дела о хулиганстве. Вопрос о трико вообще поставил художника в тупик.

- Как вы себе это представляете? - растерялся он. - Я что, там себе через трико бы пробивал? Это было бы смешно. Это была бы проигрышная ситуация…

Видимо, сложившуюся ситуацию он считает выигрышной. Статья о хулиганстве сулит ему срок в колонии вплоть до 5 лет.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях