Российская ассоциация бункеровщиков пожаловалась Дмитрию Медведеву на «Роснефть», которая, по их мнению, предложила ограничить конкуренцию на бункеровочном рынке объемом 8 - 9 млн тонн в год. Игорь Сечин предложил правительству РФ отменить недавний запрет ФТС на топливную заправку судов на рейдовых стоянках, разрешив ее структурам «Газпрома», «Лукойла» и самой «Роснефти». По данным «Фонтанки», глава таможни уже отказался от своих первоначальных решений и поддержал предложение Игоря Сечина.
Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков пожаловалась Дмитрию Медведеву на «Роснефть», которая, как считают в ассоциации, предложила ограничить конкуренцию на бункеровочном рынке объемом 8 – 9 млн тонн в год. Игорь Сечин предложил правительству РФ отменить недавний запрет Федеральной таможенной службы на топливную заправку судов на рейдовых стоянках, разрешив ее структурам «Газпрома», «Лукойла» и самой «Роснефти». Как стало известно «Фонтанке», глава ФТС Андрей Бельянинов отказался от своих первоначальных решений и поддержал предложение Игоря Сечина. Некоторые наблюдатели считают вопрос уже почти решенным.
Президент Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков Виталий Ковалев 11 ноября направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву жалобу, в которой назвал предложения «Роснефти» по развитию бункерного рынка направленными на «незаконное ограничение конкуренции» с использованием административного ресурса и «создание условий для последующего передела рынка» в интересах «Роснефти», «Лукойла» и «Газпрома».
Речь идет о предложении главы «Роснефти» Игоря Сечина отменить приказ подведомственной ФТС Центральной энергетической таможни о запрете бункеровки судов на рейдах (специальных стоянках в акватории) и разрешении заправки судов только у причальных стенок портов. Этот запрет, в конце августа совершенный «в целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства», привел к тому, что дозаправка крупных грузовых судов, заходящих в порты Мурманска, Петербурга, Новороссийска, Владивостока, велась только от причалов. А в порту Усть-Луга ситуация осложнилась тем, что бункеровочное оборудование нефтеналивных терминалов крупнейших российских компаний — ОАО «Роснефтьбункер», ООО «Новатэк — Усть-Луга» и ООО «Сибур — Портэнерго» — предусмотрено лишь в проектной документации. Поэтому до приказа таможни заправка судов в Усть-Луге всегда осуществлялась на рейдовой стоянке, а после него — прекратилась вовсе. Подробнее об этой проблеме «Фонтанка» писала.
Глава «Роснефти» в письме Дмитрию Медведеву (имеется в распоряжении «Фонтанки») просил отменить приказ частично — разрешив бункеровку на рейдах лишь «тем производителям, которые имеют долгосрочные контракты», а именно «Лукойл-бункер», «Газпром нефть марин бункер» и, собственно «РН-бункер». Игорь Сечин обосновывает свое предложение тем, что некоторые участники рынка закупают топливо у мини-заводов, так называемых «самоваров», которые выпускают нефтепродукты сомнительного качества. «В дальнейшем эта продукция реализуется по демпинговым ценам с использованием «серых» схем и офшоров», – говорится в письме.
Предложение Игоря Сечина разрешить бункеровку нефтедобывающим компаниям, как пишет Ковалев в письме Дмитрию Медведеву, нарушает интересы остальных бункеровщиков, которых на российском рынке около сотни. Емкость рынка бункеровки судов оценивается в 8 – 9 млн тонн в год. Флот бункеровочных компаний страны насчитывает почти 200 специальных судов, в то время как «Лукойлу», «Газпрому» и «Роснефти» из них принадлежит лишь 19 бункеровщиков.
Как стало известно «Фонтанке», в этой истории произошел неожиданный поворот. Дело в том, что глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов встал на сторону «Роснефти», спустя некоторое время после того как Игорь Сечин в беседе с президентом Владимиром Путиным назвал действия таможни «превышением служебных полномочий». В распоряжении «Фонтанки» оказались письма Андрея Бельянинова в адрес Дмитрия Медведева и в Минтранс, в которых он полностью поддерживает предложения Игоря Сечина. То есть предлагает отменить приказ Центральной энергетической таможни в части его распространения на деятельность трех нефтедобывающих компаний.
Обосновывая свое предложение, буквально повторяя слова Игоря Сечина, Андрей Бельянинов утверждает, что «до 30% общего объема продаж топлива на бункерном рынке РФ занимают нефтепродукты сомнительного качества», «отсутствие долгосрочных контрактов с легальными производителями позволяет устанавливать демпинговые цены при реализации бункерного топлива, что создает условия для недобросовестной конкуренции на бункерном рынке». При этом глава ФТС в своих письмах ссылается не на доводы главы «Роснефти», а на «анализ текущей ситуации на рынках углеводородного сырья и продуктов его переработки», проведенный таможенной службой. А в одном из писем руководитель ФТС заявляет, что прямо поддерживает предложения «Роснефти» по ограничению рынка.
«Бункеровщики столкнулись сегодня с проблемой лоббирования отдельно взятых компаний, — считает президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. — Мы всегда говорили о том, что нужно развивать рынок, делать его более конкурентным. Об этом говорил и президент. Действия ассоциации бункеровщиков я считаю правильными, поскольку они направлены на сохранение рынка в том виде, в котором он пребывал ранее, когда на нем были частные фирмы. Около 5 – 8 лет назад пришли нефтяные компании, и сейчас, как мы видим, начинается игра в одни ворота».
Окончательное решение остается за Дмитрием Медведевым. Однако с учетом того, что трем компаниям удалось склонить Андрея Бельянинова на свою сторону, некоторые источники считают вопрос уже почти решенным.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»