Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Таможня попросила за «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл» (фото)

Таможня попросила за «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл» (фото)

1 357

Российская ассоциация бункеровщиков пожаловалась Дмитрию Медведеву на «Роснефть», которая, по их мнению, предложила ограничить конкуренцию на бункеровочном рынке объемом 8 - 9 млн тонн в год. Игорь Сечин предложил правительству РФ отменить недавний запрет ФТС на топливную заправку судов на рейдовых стоянках, разрешив ее структурам «Газпрома», «Лукойла» и самой «Роснефти». По данным «Фонтанки», глава таможни уже отказался от своих первоначальных решений и поддержал предложение Игоря Сечина.

Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков пожаловалась Дмитрию Медведеву на «Роснефть», которая, как считают в ассоциации, предложила ограничить конкуренцию на бункеровочном рынке объемом 8 – 9 млн тонн в год. Игорь Сечин предложил правительству РФ отменить недавний запрет Федеральной таможенной службы на топливную заправку судов на рейдовых стоянках, разрешив ее структурам «Газпрома», «Лукойла» и самой «Роснефти». Как стало известно «Фонтанке», глава ФТС Андрей Бельянинов отказался от своих первоначальных решений и поддержал предложение Игоря Сечина. Некоторые наблюдатели считают вопрос уже почти решенным.

Президент Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков Виталий Ковалев 11 ноября направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву жалобу, в которой назвал предложения «Роснефти» по развитию бункерного рынка направленными на «незаконное ограничение конкуренции» с использованием административного ресурса и «создание условий для последующего передела рынка» в интересах «Роснефти», «Лукойла» и «Газпрома».

Речь идет о предложении главы «Роснефти» Игоря Сечина отменить приказ подведомственной ФТС Центральной энергетической таможни о запрете бункеровки судов на рейдах (специальных стоянках в акватории) и разрешении заправки судов только у причальных стенок портов. Этот запрет, в конце августа совершенный «в целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства», привел к тому, что дозаправка крупных грузовых судов, заходящих в порты Мурманска, Петербурга, Новороссийска, Владивостока, велась только от причалов. А в порту Усть-Луга ситуация осложнилась тем, что бункеровочное оборудование нефтеналивных терминалов крупнейших российских компаний — ОАО «Роснефтьбункер», ООО «Новатэк — Усть-Луга» и ООО «Сибур — Портэнерго» — предусмотрено лишь в проектной документации. Поэтому до приказа таможни заправка судов в Усть-Луге всегда осуществлялась на рейдовой стоянке, а после него — прекратилась вовсе. Подробнее об этой проблеме «Фонтанка» писала.

Глава «Роснефти» в письме Дмитрию Медведеву (имеется в распоряжении «Фонтанки») просил отменить приказ частично — разрешив бункеровку на рейдах лишь «тем производителям, которые имеют долгосрочные контракты», а именно «Лукойл-бункер», «Газпром нефть марин бункер» и, собственно «РН-бункер». Игорь Сечин обосновывает свое предложение тем, что некоторые участники рынка закупают топливо у мини-заводов, так называемых «самоваров», которые выпускают нефтепродукты сомнительного качества. «В дальнейшем эта продукция реализуется по демпинговым ценам с использованием «серых» схем и офшоров», – говорится в письме.

Предложение Игоря Сечина разрешить бункеровку нефтедобывающим компаниям, как пишет Ковалев в письме Дмитрию Медведеву, нарушает интересы остальных бункеровщиков, которых на российском рынке около сотни. Емкость рынка бункеровки судов оценивается в 8 – 9 млн тонн в год. Флот бункеровочных компаний страны насчитывает почти 200 специальных судов, в то время как «Лукойлу», «Газпрому» и «Роснефти» из них принадлежит лишь 19 бункеровщиков.

Как стало известно «Фонтанке», в этой истории произошел неожиданный поворот. Дело в том, что глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов встал на сторону «Роснефти», спустя некоторое время после того как Игорь Сечин в беседе с президентом Владимиром Путиным назвал действия таможни «превышением служебных полномочий». В распоряжении «Фонтанки» оказались письма Андрея Бельянинова в адрес Дмитрия Медведева и в Минтранс, в которых он полностью поддерживает предложения Игоря Сечина. То есть предлагает отменить приказ Центральной энергетической таможни в части его распространения на деятельность трех нефтедобывающих компаний.

Обосновывая свое предложение, буквально повторяя слова Игоря Сечина, Андрей Бельянинов утверждает, что «до 30% общего объема продаж топлива на бункерном рынке РФ занимают нефтепродукты сомнительного качества», «отсутствие долгосрочных контрактов с легальными производителями позволяет устанавливать демпинговые цены при реализации бункерного топлива, что создает условия для недобросовестной конкуренции на бункерном рынке». При этом глава ФТС в своих письмах ссылается не на доводы главы «Роснефти», а на «анализ текущей ситуации на рынках углеводородного сырья и продуктов его переработки», проведенный таможенной службой. А в одном из писем руководитель ФТС заявляет, что прямо поддерживает предложения «Роснефти» по ограничению рынка.

«Бункеровщики столкнулись сегодня с проблемой лоббирования отдельно взятых компаний, — считает президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. — Мы всегда говорили о том, что нужно развивать рынок, делать его более конкурентным. Об этом говорил и президент. Действия ассоциации бункеровщиков я считаю правильными, поскольку они направлены на сохранение рынка в том виде, в котором он пребывал ранее, когда на нем были частные фирмы. Около 5 – 8 лет назад пришли нефтяные компании, и сейчас, как мы видим, начинается игра в одни ворота».

Окончательное решение остается за Дмитрием Медведевым. Однако с учетом того, что трем компаниям удалось склонить Андрея Бельянинова на свою сторону, некоторые источники считают вопрос уже почти решенным.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях