Микко Мартикайнен (Mikko Martikainen) – генеральный директор инновационной компании «Snow Secure Ltd.», которая специализируется на производстве и хранении снега, а также обеспечении им горнолыжных курортов работал тренером международного уровня по горным лыжам. С 20 лет стал задумываться, как продлить лыжный сезон без температур ниже нуля и настоящего снега. «Я жил в маленьком городе, и когда наступала весна, то снег у нас просто убирали и увозили. Мне всегда было интересно, что с ним происходит дальше. Но прошло очень много времени до того, как у меня получилось создать снегохранилища», - говорит он. Компания господина Мартикайнена сотрудничала с Организационным комитетом Сочи 2014 в вопросах создания резервных снегохранилищ и поставки снега во время Олимпиады и Параолимпийских игр в России. Он рассказал "Фонтанке.fi" о том, как создается олимпийский снег.
- Как же работают снегохранилища?
- Все очень просто. Первый вариант - снег собирается весной в такие большие сугробы, которые потом изолируются и хранятся до того момента, когда он понадобится. Второй вариант – снег производится из воды и опять же изолируется в больших сугробах.
- На вашем сайте написано, что вы работает с южными странами, такими как Индия и Армения…
- Да, мы стараемся искать интересные места и трудные задачи.
- То есть снег возможно производить и хранить даже при жарком климате?
- В субтропиках Сочи, имеете в виду?
- Да.
- Все говорят про эти субтропики! Это справедливо в отношении Черного моря, но в 40 километрах там находятся Кавказские горы. Настоящие горы. И самая высокая точка Европы расположена здесь – это Эльбрус, 5642 метра. Когда я там был, то, конечно, посмотрел статистику о погодных данных. И они ясно свидетельствуют о том, что горная долина реки Мзы?мта на Красной Поляне – это идеальное место для горнолыжного курорта. По той причине, что там, скажем, после 1100 метров над уровнем моря всегда зима. Ниже – да, если будет очень жарко, то минусовых температур не будет и снега тоже. Но аномальная жара в таких местах бывает раз в сто лет. Но именно поэтому, на всякий случай, мы и сделали снегохранилища и наладили систему производства снега, как на многих современных зимних курортах. Для этого нам необходимы минусовые температуры и вода. Плюс плантации для производства снега, а также насосы, трубопроводы, электричество и, конечно, специалисты.
- На вашем сайте также указано, что вы работаете с местными специалистами. Расскажите о вашем опыте сотрудничества с работниками из России?
- Над вопросами обеспечения снегом работают сотни людей, лучшие российские и иностранные специалисты, я – всего лишь маленькая часть пазла. Моя задача была в том, чтобы подготовить стратегический план, как гарантировать снег для Олимпиады. Этот план дополнялся каждый год с отчетами каждый месяц.
- В 2011году я читал, вы говорили, что с тем, чтобы обеспечить необходимое количество снега, нужно торопиться. Как сейчас обстоят дела?
- Конечно, время было сильно лимитировано. Но я уверен, что со снегом на Олимпиаде в Сочи не будет проблем. На прошедших зимних играх в Ванкувере была проблема, когда у них из-за теплой погоды было недостаточно снега на горе Сайпресс-Маунтин. Именно поэтому Организационный комитет России задумался об этом заранее, чтобы в Сочи такое не повторилось.
- Как вы начали сотрудничество с Организационным комитетом Олимпиады?
- Я искал интересные проекты, Россия выиграла право проведения Олимпиады. И я обратился в Международную федерацию лыжного спорта. Там я получил контакты Организационного комитета и сделал презентацию своего проекта для них. Это не так просто - получить работу в таком большом проекте. Но все получилось. И для меня это большая честь.
- Сколько раз вы сами были в Сочи?
- Мне 56 лет, и до 2010 года я вообще ни разу не был в России. Первый раз я приехал в Москву с презентацией своего проекта для Олимпиады. Затем я спросил, могу ли я посетить Сочи. Мне ответили: «Да, ок, за свои деньги. Но мы можем дать вам гида». С тех пор я сам приезжал туда много раз.
- И как вам кажется, сильно ли изменился Сочи за время подготовки к Олимпийским играм?
- Нужно понимать одну важную вещь: если посмотреть на историю зимних курортов во всем мире, то они строятся десятилетиями. Возьмите самый старый горнолыжный курорт, которому уже около ста лет, то вся инфраструктура там возводилась за последние полвека. А в Сочи к моменту получения Олимпиады был только горнолыжный курорт «Альпика», которому от силы 15 - 16 лет. И это даже не олимпийский объект. Все остальное было построено буквально за несколько лет. У русских было шесть лет, чтобы с нуля возвести всю эту инфраструктуру олимпийского уровня. Когда я первый раз приехал, там была одна маленькая дорога, а теперь столько всего построено. И это впечатляет. Но это Россия, а Россия – это страна больших проектов.