Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Что у русских не то с головой

Что у русских не то с головой

163

Анна-Лена Лаурен (Anna-Lena Laurén) – финская писательница и московский корреспондент шведскоязычной газеты «Hufvudstadsbladet». Русскому читателю она знакома по своей книге-наблюдениям о российской действительности «У них что-то с головой, у этих русских». Недавно у Анны-Лены вышла новая работа про оранжевые революции на постсоветском пространстве (оригинальное название на шведском «Frihetens pris är okänt - om demokratiska revolutioner i Georgien, Ukraina och Kirgizistan») «Фонтанка.FI» задала госпоже Лаурен несколько вопросов о ее новом произведении и жизни в России.

- Книжка про цветные революции в русском переводе, наверное, будет называться "Цена свободы". "Оранжевые революции" (или цветные) – это, скорее всего, российское понятие, потому что в Финляндии этот термин относится только к событиям на Украине. Как Вы думаете, в России эти очень разные страны, где недавно произошла смена власти, намеренно или по незнанию объединяют в одну категорию?

- Я думаю, что в России просто искренно считают, что все эти революции - итоги западного вмешательства. Оранжевая революция дала самый большой резонанс, потому что Украина - самая большая и самая важная для России из этих стран. Поэтому сейчас и говорят про оранжевые силы, когда имеется в виду попытка Запада вмешаться во внутреннюю политику бывших советских республик. Между прочим, в моей книге я говорю, что да - Запад помогал, например, деньгами, которые «Фонд Джорджа Сороса» и прочие дали разным организациям, занимающимся мирными акциями против власти. Но никакие деньги не могут вызвать 500 000 людей на Майдан. Это просто невозможно. У людей было искреннее желание другого общества.

- В другой своей книге «У них что-то с головой, у этих русских», Вы попытались взглянуть на мир в последние 20 лет с российской точки зрения. Если в двух словах, Россия как правопреемник СССР постепенно мирно отпускала свои бывшие страны-сателлиты и пошла на большие уступки. Тогда сильно было убеждение в том, что все, связанное с Западом, а не с Советским Союзом, априори является благом. А потом пришло разочарование, поэтому многие политики сейчас и эксплуатируют тему "Ах, какую страну потеряли". Как Вы полагаете, не близки ли эти настроения с тем, что происходит после оранжевых революций, когда люди полагают, что если вместо Москвы взять курс на Запад, то жизнь сильно изменится с черного на белое?

- Есть такое явление, безусловно. Люди представляют, что есть простое решение их проблем, и что демократия - это просто выбор, после которого самим ничего не надо делать. Но демократия не только выбор, это тяжелый и очень часто нудный, неинтересный труд. Это не флаги, эмоции, страсть - а это слушать другого и идти на компромиссы. И в России, и в странах цветных революций компромисс является знаком слабости. Но компромисс – это и есть демократия.

- Действительно ли для стран, где произошли оранжевые революции, выбор стоит только так: или Москва, или условный Вашингтон/ Брюссель?

- Нет, абсолютно! Смотрите, Финляндия - это член ЕС, страна Западной Европы, но отношения с Россией у нас отличные. Естественно, это был очень длинный процесс, и СССР неоднократно пытался вмешаться в дела Финляндии. Но все-таки нашей стране удалось постепенно интегрироваться с Западом, при этом не разрывая хорошие отношения с Москвой. Это, правда, не всегда было красивым процессом, и были явные нарушения демократии при Урхо Кекконене.

Для Украины и Грузии интеграция с Западом – это естественный процесс. Он уже идет. И это в собственных интересах этих стран. При этом, конечно, важно поддерживать хорошие отношения и с Россией. Проблема в том, что часто Россия сама себя ведет глупо и относится унизительно к этим странам. Россия думает – ну, куда они от нас денутся? И это очень неправильная стратегия.

- Грузия, например, часто, даже в России, приводится как пример удачной цветной революции. Объективно, страна снизила уровень коррупции, были проведены очень правильные реформы, без потрясений перешел переход от Саакашвили к Иванишвили. Но в рейтинге "failed state" Грузия по-прежнему занимает 55 место Как Вы оцениваете ситуацию в этой стране сейчас?

- Я считаю, что в Грузии, действительно, произошло чудо, что касается свободных выборов, коррупции на бытовом уровне и того, как вообще работает государство. Сейчас проблема в том, что Саакашвили все эти реформы насильственно проводил, тюрьмы были забиты, и появился большой страх в обществе. Сейчас нужны более медленные реформы, но их нужно продолжать. Очень много было сделано, просто нужно отказаться от этой черно-белой риторики, которая сразу делает из каждого, кто по-другому думает, врага.

- И вопрос про Украину: украинская ориентация на Запад в России болезненно воспринимается. Янукович во время оранжевой революции представлял пророссийские силы, а делает сейчас гораздо более прозападные шаги, чем «западник» Ющенко. Плюс, в общественном мнении России, украинцы - это братья-славяне. Однако Украина еще далеко не готовый член ЕС по многим показателям (хотя бы аналитику Amnesty International посмотреть http://www.amnesty.org/en/region/ukraine), а также тактично опускается, что украинцы все-таки не вступают в ЕС, а подписывают Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, как, к примеру, Тунис или Палестинская автономия. Как Вы, европейский журналист, оцениваете, что сейчас происходит с этой страной? Украина нужна Европе или Европа Украине?

- Именно в данный момент Европа нужна Украине больше, чем Украина Европе - по той простой причине, что у Европы сейчас хватает и своих проблем, и Украина очень далека от состояния, когда можно даже подумать о членстве в ЕС. ЕС слишком быстро принял Румынию и Болгарию, и это был опыт для всех.

Тот факт, что Янукович хочет свободную торговлю с ЕС, не удивителен. Президент Украины представляет интересы тяжелой промышленности в Донбассе, и они хотят на европейский рынок. А русских конкурентов на своем рынке они не хотят видеть. Поэтому Янукович совсем не заинтересован в том, чтобы его страна стала членом Евразийского союза. И он будет продолжать стремление в Европу. Другое дело, что он про европейские ценности ничего не понимает. И Тимошенко, кстати, тоже, хотя она сейчас является самым любимым украинским политиком Европы.

- Вообще, как Вам кажется, как журналисту, работающему в Москве, из России мир по-другому выглядит или нет? Например, Вы написали, что при всем критическом отношении, иногда получается так, что Вы «защищаете» Путина в Финляндии.

- Я не совсем защищаю Путина, и я очень критично отношусь к нему. Но считаю, что часто на Западе просто существует неспособность видеть ситуацию с другой перспективы. Это делает дискуссию неинтересной. Не надо удивляться, почему Россия что-то делает так, а не иначе, надо пытаться понимать, в чем причина. Это, собственно, я считаю своей работой как журналиста.

- Еще Вы высказали мысль, что в России Вам интереснее, потому что тут сейчас постоянно что-то случается. 20 лет назад о том же самом говорил другой ваш соотечественник, Сами Хюрскилахти, переехавший в 90-е в Санкт-Петербург. Но есть такая шутка: все, что ни происходит, происходит в Америке. Все, что ни случается, случается в России. Как Вы думаете, Россия будет когда-нибудь страной, где все происходить будет в хорошем смысле, а не в плохом?

- Я очень надеюсь на это. И хочу добавить, что уже сейчас очень многое в хорошем смысле происходит в России. Люди сегодня свободнее, чем когда-либо в истории. Это страна с великой культурой, литературой. Это страна, где люди только что провели многочисленные митинги в Москве, потому что требуют такого общества, которое работает для них. На эти митинги они вышли с плакатами, написанные с таким юмором, который можно встретить только в России. Я очень люблю эту страну и ее людей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях