Жителям Приморского района Петербурга, которым испортил жизнь новый участок ЗСД, скоро должно стать легче. Ориентировочно в конце года северный участок станет платным. В ОАО «ЗСД» не отрицают влияние северного участка на проблему, но отмечают, что с вводом платного проезда ситуация улучшится за счет перераспределения транспортных потоков. Совсем светлое будущее наступит через три года, когда введут в эксплуатацию центральную часть ЗСД.
Северный участок ЗСД от Приморского проспекта до Белоострова открылся три месяца назад. В пятницу, 2 августа, по нему прокатились журналисты и президент Владимир Путин; в субботу, 3 августа, на дорогу пустили всех рядовых петербуржцев, желающих протестировать новую трассу. А уже в понедельник, 5 августа, стало очевидно, что новая развязка добавила проблем жителям Приморского района. Каждое утро стали возникать заторы на пересечении Планерной улицы, Савушкина и Приморского проспекта. В редакцию «Водителя Петербурга» посыпались письма с жалобами, их поток не иссякает до сих пор.
Зачастую ситуацию в районе осложняют аварии. В ОАО «ЗСД» просят не забывать о них как об одной из причин пробок. Однако дорожная арифметика настолько проста, что и без учета ДТП объясняет процесс. «Сейчас по ЗСД долетает до города за 10 минут весь северо-западный пригород - это Зеленогорск, Белоостров, Песочный и куча мелких поселков + КАД. ЗСД примыкает 4 полосами к развязке с Планерной улицей (2 полосы), улицей Савушкина (3 полосы) и Приморским шоссе (3 полосы) – далее все это перетекает в Приморский проспект (3 полосы), итого 4+2+3+3 → 3. Плюс еще люди разворачиваются в два ряда на самой набережной, то есть 4+2+3+3+2 → 14, – рассуждают автомобилисты в блоге «Водителя». – Раньше поток более плавно двигался из Сестрорецка, а сейчас с ЗСД, где едут 100 - 120км/час, все утыкаются в однополосный съезд на Приморский проспект, да и там надо встраиваться. Очередное узкое горло». «При выезде с диаметра на Приморский утыкаешься в сплошную. Будто вылезаешь с обочины. По-хорошему там надо бы хоть метров 100 разгонной оставить, потому что выезжаешь с ЗСД после знака «40», – отмечает наша читательница Antennka.
Следующее узкое горло – Ушаковская развязка, особенно однополосный поворот направо на Ушаковский мост. Проблемы возникают на протяжении всех набережных вдоль Большой Невки перед каждым мостом, в том числе перед Пироговским тоннелем. Утром в понедельник, 28 октября, пробку на Приморском - Савушкина «подкормили» дорожные работы на Троицком мосту, из-за которых встали Каменноостровский проспект, Ушаковский мост и даже Коломяжский проспект с Торжковской улицей.
«Причина пробки на набережной от Планерной в сторону города одна — нарушение правил при повороте на Каменноостровский. Перед поворотом на Каменноостровский две полосы по набережной и одна на поворот на Каменноостровский превращаются в одну полосу по набережной и две полосы на Каменноостровский. Те, кто едет в центральной полосе, вынужден перестраиваться в единственно свободную левую полосу прямо и затруднять движение. Та же самая история на выезде из нового тоннеля на Пироговской набережной. Одна полоса на Литейный мост и две по набережной превращаются в две на Литейный мост и одну на набережную. В итоге все стоят – пробка на Литейный мост, пробка на пустую набережную, на которую со скрипом выдавливается по одной машине. Большинству, кто едет на набережную, приходится тащиться в заторе и перестраиваться из центральной, заблокированной нарушителями, в правую, мешая всем. Кто виноват? Виноватв ГИБДД, которая не следит за соблюдением правил», – считает читатель Deka.
Горожане активно делятся своими идеями о том, как улучшить транспортную ситуацию в районе. Кто-то предлагает промзоны и бизнес-центры выносить из центра, а не дороги туда строить, чтобы люди могли работать на окраинах. Кто-то, наоборот, сетует на то, что люди покупают жилье в спальных районах, не думая, как будут выезжать оттуда, и строительство все продолжается. Многие предлагают ездить на работу на общественном транспорте, но и до железнодорожной станции, и до метро приходится ехать все по тем же пробкам. Звучат и конкретные дорожные предложения: «Закройте развороты на Приморке у пожарки и перед Ушаковкой. Отделите ряды поворачивающих на Петроградку. И расчистите, наконец, набережную Черной речки от маршруток».
Городские власти надеются на те меры, которые уже запланированы. «Нельзя забывать, что северный участок ЗСД сейчас работает бесплатно, – напоминают в госкомпании «ЗСД», отвечающей за дорогу. – Ситуация должна измениться при вводе платности, когда потоки перераспределятся. Сыграл свою роль и дачный сезон, многие автомобилисты выбирали ЗСД в качестве ежедневного маршрута на работу».
Платный проезд может быть введен только после того, как северный участок ЗСД будет юридически сдан в эксплуатацию, когда пройдет проверка Ростехнадзора и будет оформлена собственность на эту трассу. Участок предполагается поделить на две или три зоны: от Приморского проспекта до КАД (от Приморского до Богатырского плюс от Богатырского до КАД) и от КАД до Белоострова. Стоимость проезда в каждой зоне может составить 30 - 40 рублей, то есть около 100 рублей за весь северный участок. Возможно, 200 - 250 рублей (за дорогу туда и обратно) станут отсекающей цифрой для многих автомобилистов.
Правда, горожане опасаются, что надежда на перераспределение потоков со вводом платного проезда не оправдается. «Поначалу подобная надежда была в отношении южного участка ЗСД. С введением платы за проезд лучше и свободнее там не стало», – пишут читатели в блоге «Водителя Петербурга».
Определенно станет легче после открытия центрального участка ЗСД. Он включает в себя мост через морской канал в порту, мост через Большую Неву, тоннель под рекой Смоленкой и огромный виадук, огибающий с запада Крестовский остров. К 2016 году планируется построить три развязки: в районе Екатерингофки, с набережной Макарова и с Приморским проспектом. После 2016 года еще одна развязка появится в месте пересечения ЗСД с перспективной пробивкой Шкиперского протока.
В ОАО «ЗСД» подчеркнули, что «строительство Западного скоростного диаметра направлено на решение серьезных проблем транспортного сообщения удаленных спальных районов с рабочими местами, расположенными преимущественно в центральной части города». «Наиболее ощутимое влияние на сложившуюся ситуацию будет заметно с открытием движения на центральном участке ЗСД. Северный участок, ориентированный, в том числе и по количеству полос, на работу всей трассы целиком, в отдельности не может обеспечить должного решения транспортных проблем в Приморском районе. Однако держать закрытой высококачественную скоростную дорогу, создающую дополнительный выезд в сторону КАД, на глазах у стоящих в пробке автомобилистов было бы кощунством», - отметили в ЗСД.
Что касается сезонности: стремительно наступившая осень хоть и уменьшает число дачников, о которых говорили в ОАО «ЗСД», но добавляет пробок. По данным исследования «Яндекса», самые глухие заторы на дорогах Петербурга обычно возникают в дни сильных осадков.
Кроме того, жителей Приморского района ждет еще одно испытание, призванное в конечном итоге улучшить транспортную ситуацию. Дирекция транспортного строительства, подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, 25 октября заключила контракт стоимостью 1,3 млрд рублей на капитальный ремонт улицы Савушкина.