Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Преступное сообщество заботливых родителей и инвалидов

Преступное сообщество заботливых родителей и инвалидов

1 058
Источник:

Горсуд огласил приговор по громкому делу участников крупной лохотронной сети в Приморском районе. Их признали преступной группой. Десятки подсудимых ждали тюремных сроков за массовый обман пенсионеров. Многие, смирившись с судьбой, пришли на последнее заседание с личными вещами. Готовились к арестам и поездке в СИЗО. Но абсолютное большинство получило условное наказание. Корреспондент “Фонтанки” наблюдал за одухотворенными лицами и поздравительными рукопожатиями.

Как в поликлинике

Коридор второго этажа в городском суде напоминал поликлинику. На стульях, будто бы в очереди к терапевту, сидела разношерстная публика с медицинскими масками на лицах. Пожилые женщины в куцых одеждах тихо переговаривались. Дамы помоложе, похожие на торговок, листали каталоги Mary Kay. Мужчины, вида более благопристойного, настороженно оглядывали проходивших мимо. Такими взглядами посетители государственных учреждений одаривают каждого, кто, по их мнению, норовит пройти без очереди.

В сторонке сидела колоритная пара. Мужчину с иссиня-черной бородой, по виду татарина и по фамилии Вафин, нежно держала за руку девушка в черном же хиджабе и что-то шептала.

“Подсудимые, пройдите в зал!” - окрик пристава смыл поликлиническую картинку. Публика, которая на поверку оказалась организованным преступным сообществом, повставала с мест и пошла в зал № 28, в котором председательствовал судья Борисов и вместо рецептов выписывал приговоры. Девушка в хиджабе провожала возлюбленного с нескрываемой тревогой. Последнее заседание обещало Вафину и его соучастникам лет по десять строгого режима.

Работали профессионалы

Лохотронщики до декабря 2008 года проводили в Приморском районе уличные лотереи-шоу, соблазняя прохожих крупными выигрышами. Ориентировались на простаков-пенсионеров. У тех, кто соглашался на лотерею, обязательно находился конкурент из числа подставных членов ОПС. Главный приз надо было перекупить наличностью. Потерпевшие отдавали от десяти тысяч до полумиллиона и уходили ни с чем. Деньги проигравшим не возвращали.

Лохотрон процветал. Его организовали, что называется, с умом. Во главе ОПС были профессиональные шулеры. 48-летний Гаджирагим Аскеров по кличке Студент с 1990-х годов стоял на учете в РУОП с пометкой “наперсточник, мошенник”. Помогал ему 51-летний земляк Гусейн Бадирханов. С ними лавры лидерства делил еще один дока в надувательстве, 43-летний Александр Ванярха. В 2001 году мужчину привлекали за азартные игры. РУОП за ним тоже приглядывал. Бригадиров и рядовых исполнителей подбирали старательно. Некоторые фигуранты обоих полов промышляли в прошлом мелкими аферами. Другие грешили выпивкой и были падки на легкий заработок. Также в доле якобы были милиционеры.

Cамый гуманный

Участие в организованном преступном сообществе сулило 36 фигурантам реальные сроки. Большинство ходило под подпиской о невыезде и резонно ждало ареста сразу после оглашения приговора. 16 человек вовсе не надеялись на оправдание или условное наказание и пришли с пожитками на случай отправки в СИЗО. Сумки оставили в предбаннике.

В зале дежурил спецназ Минюста на случай эксцессов.

“Вы посмотрите на нас, какая мы банда?! - всплескивала руками пожилая фигурантка. - Мы виновны, но не до такой же степени”.

Напряжение выросло, когда Константин Борисов зачитал приговоры организаторам. Аскеров получил 11 лет, Ванярха - 11,5, Бадирханов - 12.

Но признавая виновными остальных, судья находил у них убедительные смягчающие обстоятельства. Букет болезней, инвалидность, малолетние дети, беременность, положительные характеристики с работы. Пафос грозной преступной группировки таял на глазах.

Суд посчитал, что исправление 27 человек возможно без изоляции от общества. Фигуранты облегченно выдыхали и принимали поздравления. Курбан Бяшимов, получив 5 лет условно, поднял глаза к небу. Сосед пожал ему руку. Через пару минут Бяшимов отвечал встречным рукопожатием. Соседом оказался 39-летний Александр Бадарин. Его приговорили к 5 годам реального срока, но оставили на свободе. Спасла 9-летняя дочка, которую Бадарин воспитывает один. Исполнение приговора отсрочили до 14-летия девочки.

“Отсрочка может быть отменена, если совершите другое преступление, будете уклоняться от воспитания ребенка, применять к нему противоправные действия или если вас лишат родительских прав”, - предупредил расслабившегося фигуранта Константин Борисов. Бадарин понимающе закивал.

Милиция, которая их берегла

Даже после приговора осталась не вполне ясной роль милиционеров в деятельности лохотронщиков. Бывших сотрудников Горского, Серова и Угрюмова сочли виновными только в злоупотреблении должностными полномочиями. Они не регистрировали сообщения о преступлениях, чтобы не портить статистику 86-го отдела. Участие в организованном преступном сообществе с них сняли и приговорили к 2 - 2,5 года условно.

Еще трех офицеров, занимавших должности заместителей начальников отделов по оперативной работе, объявили в федеральный розыск. Бывшие замначальника 35-го отдела Олег Малахов и 86-го Максим Мышкин по-прежнему в бегах. Экс-замначальника 25-го отдела Приморского УВД Денис Клюев, скрываясь от следствия, умер от сердечной недостаточности.

Освободили от издержек

Судя по обстоятельствам преступлений, мошенники не то чтобы поднялись на аферах. Совокупный ущерб потерпевшие оценили в пару миллионов рублей. Рядовой состав ОПС, скорее всего, получал копейки. Возможно, обогатились лидеры. Аккурат к 2008 году сменили автопарк. С “жигулей” пересели на BMW, Toyota, Mercedes.

В кулуарах суда приговор назвали социально ориентированным. Идеологи получили сполна, а остальных резоннее оставить на свободе, чтобы зарабатывали деньги и возмещали материальный ущерб потерпевшим. Многие лохотронные деятели признали вину частично или полностью и согласились возмещать материальный ущерб. Суд настолько вошел в положение рядовых членов ОПС, что из-за не столь явного благополучного финансового положения освободил от судебных издержек. Их компенсирует федеральный бюджет.

Двоих потеряли

После оглашения среди приставов и полицейских возникла сумятица. Судья постановил немедленно взять под стражу двух осужденных к реальным срокам фигурантов, находившихся под подпиской о невыезде, - Надежду Скрипченко и Тимура Гараева.
“Как они выглядят? - спрашивали друг друга силовики, вглядываясь в толпу.

После переклички выяснили, что обоих на приговоре не было.

“Моего подзащитного утром срочно госпитализировали по состоянию здоровья, - объяснил корреспонденту “Фонтанки” адвокат Гараева Григорий Коробейников. - Скрываться от правосудия он, насколько знаю, не намерен и собирается завтра же прийти в суд”.

Осужденный к 4,5 года условно Вафин вышел к своей девушке с улыбкой на лице. Они, обнявшись, сторонились даже родственников и друзей.
“Садитесь в машину!” - радостно открыли перед ними дверь иномарки.
“Мы до метро прогуляемся”, - покачал головой Вафин.

Пять условно осужденных женщин вышли на улицу вместе, подошли к скамейке и жадно затянулись.
“Не, ну тебя-то как пронесло?!” - начался дружный обмен впечатлениями.

Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях