Цыганская диаспора Ставрополья готовится к демонстрации в Петербурге. Акцию предполагается провести сразу после Дня работника правоохранительных органов напротив Следственного управления полиции Центрального района. Земляки не могут понять, почему двое цыган восемь месяцев находятся в СИЗО по обвинению в грабеже экс-полковника КГБ, если во время преступления они находились в тысячах километров от места преступления. Следствие уверено: арестованные виновны, а десятки свидетелей лгут.
Полковника КГБ в отставке Дмитрия Владимировича ограбили в Петербурге 6 февраля 2013 года. Четверо смуглых мужчин, представившись пакистанскими студентами, сумели убедить 80-летнего пенсионера за скромное вознаграждение помочь им получить денежный перевод из Исламабада. Убедили и в том, что для того, чтобы безопасно получить валюту на свой счет в Сбербанке, сначала необходимо снять со всех счетов всю наличность. Когда купюры на сумму в 1 300 000 рублей оказались в кармане у доверчивого чекиста, их попросили в долг «до завтра». Получив отказ, деньги отняли.
За уважаемого ветерана спецслужб попросили бывшие подчиненные и ученики, к раскрытию злодеяния полиция отнеслась серьезно. Правда, уголовное дело было возбуждено не сразу, а только 15 марта. Практически одновременно с задержанием двух приезжих из Ставрополья — цыган Ивана Панченко и Бояра Бурлуцкого. После опознания, на котором Дмитрий Владимирович указал на них как на участников грабежа 6 февраля, земляков определили в камеру, суд удовлетворил ходатайство следствия об избрании мерой пресечения содержание под стражей.
Адвокат Ивана Панченко Роман Леонов не может понять, как его подзащитный мог совершить инкриминируемое деяние. На видеозаписи — Иван Панченко во время свадьбы своих родственников. Свадьба проходила, как утверждают участники торжества, 6 февраля в кафе «Наири», а само кафе расположено в городе Пятигорске Ставропольского края, в двух с половиной тысячах километров от Петербурга.
А это видео снято уже в другом кафе Ставрополья. Оно называется «Чайка», находится в городе Георгиевске. На кадрах — второй арестованный, Бояр Бурлуцкий. Дата съемки, как утверждает адвокат, — 6 февраля.
С самого задержания Панченко и Бурлуцкий пытались объяснить: они не грабили отставного полковника 6 февраля в Петербурге. Они просто не могли этого сделать, так как находились далеко. Им не поверили.
Грабеж был совершен в зимний мясоед, когда после окончания Рождественского поста многие спешат справить свадьбу до поста Великого. Цыганские свадьбы по обычаю длятся три дня. Иван 5, 6 и 7 февраля, как он утверждает, гулял на одной свадьбе, а Бояр в те же дни успел посетить две другие. Следователь, видимо, не поверив, меру пресечения не изменил. Родственники арестованных привезли несколько часов видеозаписей, на которых постоянно в ходе свадеб появляются и Бурлуцкий, и Панченко. Как говорит адвокат Леонов, видеосъемка следователя не убедила. В Петербург приехали гости, попавшие в кадр, и подтвердили: съемки проходили 5 - 6 февраля, Панченко и Бурлуцкого на свадьбах видели лично. Не помогло. Показания дал видеооператор. Не поверили и ему.
Петербурженка, цыганская певица Виктория Вингилевская, которая пела на свадьбе в кафе «Наири» (см. видео), сообщила, что свадьба проходила именно 5 - 7 февраля. Она была там с мужем и сыном, её слова подтверждаются регистрацией в пятигорской гостинице. Арест не отменили. Корреспондент «Фонтанки» связался с артисткой. «Я была на этой свадьбе, я её помню, именно в эти дни. Мы с мужем и сыном там были, это легко проверить. Нас десятки людей видели, почему нам не верят?»
В отдел МВД по Предгорному району Ставрополья поручение проверить, где находились 5 - 7 февраля Панченко и Бурлуцкий, было направлено только в конце апреля. Адвокат Леонов показывает ответ ставропольской полиции, в котором говорится: «В ходе проведенных мероприятий пребывание данных граждан (Бурлуцкого и Панченко. — Прим. ред.) на территории Ставропольского края в указанный период времени подтверждается проведенными проверочными мероприятиями». Подпись, печать. Мера пресечения осталась без изменений.
Бояр Бурлуцкий вспомнил, что у него не нашлось денег на подарок молодоженам, и 5 февраля он в ломбарде Пятигорска заложил свои часы. Защита нашла ломбард и предоставила копию квитанции. Не убедило.
Как говорит Роман Леонов, полученные у компаний сотовой связи данные о телефонных соединениях Бурлуцкого и Панченко подтверждают, что в феврале они находились на Ставрополье, а в Петербург прибыли только в начале марта. Да, номера зарегистрированы на родственников, но арестованные пользовались ими несколько лет, и это легко понять, проанализировав соединения. Для следствия, как говорит адвокат, не аргумент. Нашли старый полицейский протокол, составленный за нарушение ПДД, где указан мобильный номер. Тоже не помогло.
Дядя Ивана, Михаил Панченко, живет в Петербурге все восемь с половиной месяцев, пока Иван и Бояр находятся в СИЗО. Он, похоже, откровенно боится возвращаться домой. «Родственники ему просто не поверят, что такое возможно, - говорит Роман Леонов, - что людей могут держать под арестом, когда они их сами видели в феврале на свадьбах. Значит, что-то не так делает».
«Мы цыгане, - объясняет Михаил, - нас не замечают. Был у начальника следствия, у всех прокуроров, в прокуратуре Центрального района — каждый приемный день. Нас просто не слышат. А мы просим: судите их. Если виноваты — сажайте, но не держите в тюрьме просто так, когда десятки людей знают, что они не могут быть виновны. Мы знаем, где они были 6 февраля, мы их видели и руками трогали. Значит, мы либо свидетели, либо сами преступники. Если мы все врем — почему нас не судят?»
Не дождавшись понимания от следствия, цыгане села Юца Предгорного района Ставропольского края обратились к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. По мнению односельчан, «ребят просто похитили с целью возмещения вреда потерпевшему — уважаемому ветерану спецслужб». Родственники недоумевают: «Нам жалко, что кто-то обидел уважаемого ветерана, пожилого человека, но при чем тут наши родственники? Зачем одно горе усиливать другим?»
Желая «поддержать наших односельчан, которые чувствуют себя бесправными в родной стране и сидят фактически только за то, что они имеют цыганские корни», авторы обращения просят «разрешить проведение митинга у здания СУ УМВД по Центральному району Санкт-Петербурга, у д. 5 по пер. Крылова в 11.00 часов 11 ноября 2013 года»: «Мы приедем на двух заказных автобусах. А что нам делать?!»
Следователь, в чьём производстве находится уголовное дело, от общения с журналистом вежливо отказался, ссылаясь на необходимость санкции руководства. Неформально в Следственном управлении при УМВД по Центральному району корреспондента «Фонтанки» уверили: версия защиты опровергнута, дело вскоре поступит в суд. А раскрывать в прессе позицию обвинения и имеющиеся доказательства преждевременно. «Как вы думаете, если обвиняемые девятый месяц под стражей, и ни одна жалоба и ни одно ходатайство защиты по мере пресечения не удовлетворены, хотя и направлялись во все инстанции, это что-то значит?»
«Фонтанка» будет с интересом следить за развитием событий: чьи аргументы окажутся сильнее и кому поверит суд.
Либо Иван Панченко и Бояр Бурлуцкий не совершали грабежа 6 февраля в Петербурге, так как находились в это время в Ставропольском крае. Тогда следствие в течение 8,5 месяца держит в изоляторе невиновных.
Либо имеет место масштабная фальсификация диаспоры, для осуществления которой вступили в сговор десятки людей, были подделаны или выданы подложные справки из кафе и ресторанов, ломбарда, гостиницы, подделан старый полицейский протокол. Логическим развитием чего должно бы стать возбуждение ряда уголовных дел о преступлениях против правосудия.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»