Вопрос о повышении тарифов на оплату общественного транспорта после Нового года завис в воздухе. Инициатор замораживания цен - губернатор Георгий Полтавченко уже не уверен в целесообразности этой меры. Поэтому, представляя проект бюджета на следующий год перед парламентом, глава города попросил народных избранников еще подумать о мере. Впрочем, сами депутаты просят Смольный разобраться с проблемой самостоятельно.
Городские траты на транспортную отрасль с 1 января 2014 года возрастут на 12 млрд рублей и составят 47,2 млрд, что сопоставимо с расходами бюджета на дорожный комплекс. Рост обусловлен отказом правительства повышать цены на проезд в общественном транспорте. Губернатор Георгий Полтавченко сообщил об этом в ходе первого чтения проекта бюджета в Законодательном собрании, которое прошло в среду, 23 октября, и предложил депутатам «еще раз посоветоваться» и поделиться своим мнением со Смольным.
«Я сам был инициатором такого решения. Но с учетом сложной экономической ситуации, хотелось бы понять, правильно ли мы поступаем, – отметил губернатор. – Во-первых, сохранение уровня цен влечет за собой серьезное увеличение субсидий на перевозки граждан в метрополитене, автобусах и наземном электротранспорте. С 14,2 млрд в 2013 году до почти 20 млрд в 2014 году, то есть в 1,4 раза. Во-вторых, если не повышать цены сейчас, то следующий такой шаг будет более чувствительным для петербуржцев. Поэтому хотелось бы еще раз посоветоваться по этому вопросу».
Напомним, что в июле этого года комитет по транспорту рассматривал возможность увеличить плату за одну поездку на всех видах транспорта на два рубля. Таким образом, жителям Северной столицы и гостям города пришлось бы платить за проезд в метро 30 рублей, в автобусе, трамвае и троллейбусе – 27 рублей. Аргументы чиновников в пользу такого шага традиционные: рост стоимости топлива и электричества, а также инфляция. Однако месяц назад на заседании правительства губернатор озвучил инициативу о временном замораживании тарифов.
Сами депутаты пока обсуждать возможное повышение цен не готовы. Так, член постоянной комиссии городского парламента по транспортному комплексу и пользователь общественного транспорта Максим Резник выступил резко против повышения цен. «Сначала нужно обосновать действующие тарифы. И может быть, когда мы их изучим, мы поймем, что нужно действительно поднять цены. Тут есть о чем подумать». Он отметил, что необходимо провести сначала депутатские слушания, на которых состоится серьезный, обоснованный разговор о том, почему и как повышаются тарифы. «А просто так «мерить общую температуру по палате» не стоит. Если мы поймем, что повышение необходимо, тогда мы сами объясним гражданам, что без этого не обойтись», - заметил он.
А вот по мнению коллеги Резника по комиссии - единоросса Сергея Шатуновского, решение об увеличении зависит не от депутатов или даже губернатора, а прежде всего от обоснования экономическими процессами. «Нельзя сказать, по какой причине цены повышаются. Это может зависеть от покупки новой техники, повышения оплаты труда сотрудникам. Иногда тарифы долго сдерживаются ради каких-то социальных выгод, но потом их все равно необходимо резко повышать, что вызывает недовольство жителей города», - напоминает парламентарий.
Напомним, что перед выборами в 2012 году Смольный заморозил цены на проезд в общественном транспорте. Но тарифы все равно выросли с 1 июня 2012 года. Размер повышения составил 2 рубля – как на метро, так и на наземный транспорт. Спустя полгода, 1 января 2013-го, петербуржцев ждало очередное увеличение цен: разовый проезд в подземке подрос на 1 рубль - до 28, на автобусе, трамвае и троллейбусе – на 2 (до 25).
При этом, по мнению Шатуновского, вопрос, увеличивать ли стоимость проезда или сохранить, должны решать все-таки не в ЗакСе. «Парламент у нас сейчас дистанцирован от этого вопроса. Если администрация города взвалила на себя такую ответственность, пусть она и решает, что делать с оплатой», - заметил он.
К тому же, отмечает Шатуновский, у большинства парламентариев нет экономического образования, а потому разобраться в экономической обоснованности они не смогут. «Но Смольный может подготовить нам заключение, тогда мы примем решение».
Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»
23 октября Законодательное собрание приняло за основу проект бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Согласно основным параметрам документа, доходы городской казны в следующем году составят 404,5 млрд, а расходы – 443,4 млрд рублей.
Существенная часть средств пойдет на образование - порядка 95,7 млрд рублей. Вторым приоритетным направлением станет здравоохранение, на которое предусмотрено потратить 60,3 млрд рублей. Столько же средств предполагается потратить на сферы ЖКХ. 54,8 млрд рублей уйдут на траты, связанные с социальной политикой. И по 47,2 млрд - на дорожное хозяйство и транспорт.
В 2015 году запланирован рост доходной части бюджета до 425,8 млрд рублей, расходной – до 453,8 млрд рублей. Таким образом дефицит снизится до 28 млрд рублей.
Приоритетным направлением расходной части бюджета станет исполнение майских указов президента. В частности, на рост зарплат бюджетникам предусмотрено выделить в следующем году 21,3 млрд рублей. А всего в бюджете предусмотрено на эти цели 133 млрд рублей.
На реализацию в 2014 году адресно-инвестиционной программы предусмотрено 81,6 млрд рублей. Большая часть денег пойдет на метростроение. Так, в следующем году около 20,7 млрд рублей пойдет на строительство новых станций. А всего за три года на строительство подземки город потратит 73 млрд рублей.