Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Навальный, судимый и свободный

Навальный, судимый и свободный

576
Источник:

К приговору по делу "Кировлеса" Кировский областной суд добавил только одно слово. И на ближайшие часы у Алексея Навального и его подельника Петра Офицерова осталась только одна проблема: взять билеты на поезд в Москву так, чтобы попасть в одно купе с жёнами. Когда эти два главных расхитителя леса ехали на обжалование приговора в Киров, они были уверены, что оттуда их повезут за госсчёт. Но отбывать наказание Навальный и Офицеров будут условно.

К тексту приговора по делу "Кировлеса" Кировский областной суд в среду добавил только одно слово. И на ближайшие часы у Алексея Навального и его подельника Петра Офицерова осталась только одна проблема: взять билеты на поезд в Москву так, чтобы попасть в одно купе с жёнами. Когда эти два главных расхитителя леса ехали на обжалование приговора в Киров, они были уверены, что оттуда их повезут за госсчёт и не в столицу, обратных билетов не брали. Но областной суд в Кирове сэкономил казне несколько тысяч рублей: отбывать наказание Навальный и Офицеров будут условно, они едут домой.

"Судебная коллегия по уголовным делам… рассмотрев в открытом заседании… определила…" - судья читал быстро, звонко, с выражением, как-то даже радостно. Подсудимые и защитники, стоявшие перед ним в шеренгу, от этого казались ещё мрачнее. Адвокат Светлана Давыдова так старательно поднимала глаза в потолок, что казалось - сейчас заплачет. А если опускала взгляд, то, наверное, дырку в судье прожигала своим презрением. Навальный старательно сохранял непроницаемое выражение лица, уставившись в одну точку и не мигая.

"…приговор Ленинского районного суда от 18 июля 2013 года изменить…"

Навальный моргнул. В зале его жена Юля вытянула шею.

"…на основании статьи… наказание считать условным".

Светлана Давыдова приоткрыла рот. Навальный криво ухмыльнулся. Пётр Офицеров с очень похожей усмешкой повернулся к своему адвокату. Словно ничего другого они и не ожидали.

На самом деле, ждали-то не этого.

- И я ехал в суд с сумкой, и Алексей ехал с сумкой, - рассказал "Фонтанке" после приговора Пётр Офицеров. - Когда судьи ушли на полчаса на приговор, то в этот перерыв уже ни у кого не было сомнений, что нас возьмут под стражу.

"Надо же им как-то выкручиваться"

Пессимистично всё выглядело не в этот 27-минутный перерыв, а с самого утра. Коллегия из трёх судей не приняла ни одного ходатайства адвокатов, не захотела назначить ни одной новой экспертизы, ни одного свидетеля решила не допрашивать. Будто менять в деле нечего, всё и так решено.

Напомним, 18 июля этого года Ленинский районный суд Кирова признал Алексея Навального и Петра Офицерова виновными в хищении древесины КОГУП "Кировлес" на 16 миллионов рублей. Навальный был приговорён к 5 годам колоний, Офицеров - к четырём. Обоих взяли под стражу в зале суда, но на следующий день неожиданно выпустили на свободу - до вступления решения в законную силу. По одной из версий, этот ход был предпринят, чтобы, с одной стороны, показать оппозиционеру Навальному, кто тут дёргает за ниточки, с другой - дать ему возможность с треском опозориться на выборах мэра Москвы, потому что до приговора он успел зарегистрироваться как кандидат.

Навальный надежд не оправдал. На выборах он набрал без малого 30 процентов голосов и едва не довёл Собянина до второго тура. Хуже того: ему дали провести избирательную кампанию - и он провёл её с таким размахом, что даже оппоненты стали называть его политиком федерального масштаба. Всё это, конечно, не должно было остаться безнаказанным.

На 16 октября в Кировском областном суде было назначено рассмотрение жалобы защиты на приговор. Разные наблюдатели склонялись к диаметрально противоположным прогнозам. Одни говорили, что Навального, показавшего, как он опасен на самом деле, теперь упекут как пить дать. Другие считали, что, наоборот, власти выгоднее "соскочить" с этой истории, сохранив хорошую мину, и не делать из Навального второго Ходорковского, а просто заменить срок на условный.

- Когда ехали в Киров, то вариант с условным сроком мы тоже обсуждали, - признался Пётр Офицеров "Фонтанке". - Как-то же надо было им выкручиваться.

Офицеров

Обоим осуждённым условный срок назначен с испытанием в 5 лет. Когда судья огласил цифру, Офицеров её, казалось, пропустил мимо ушей. А Навальный скривил лицо в усмешке: дескать, понятно всё с вами. Недавно Конституционный суд признал незаконной норму о том, что судимые за тяжкие преступления лишаются права избираться во власть пожизненно и вне зависимости от наказания. Но с 5-летним испытательным сроком Навальный в любом случае выпадает из выборов-2018. Впрочем, это решение наверняка будет обжаловано, и - случаются же чудеса - Верховный суд может обвинительный приговор отменить.

Судья дочитывал резолютивную часть приговора. Лицо Навального выражало крайнюю досаду. А когда прозвучало, что на свободе ему придётся дважды в месяц ходить и отмечаться к инспектору ФСИН, он аж глаза вытаращил: "Два раза!"

А Пётр Офицеров, который и в дело-то, как все понимают, был втянут только потому, что власти нужен был Навальный, радовался очень искренне. Он не планирует быть президентом, у него чудесная семья и пятеро детей, бизнес. Он, конечно, мог избавиться от уголовного дела давным-давно, требовалось просто дать показания на Навального. Который, кстати, раньше даже другом ему не был - просто давний знакомый. И когда дело возбудили, обалдевший Офицеров говорил Навальному: я готов был за тебя голосовать, но я не готов за тебя отсидеть. Но когда следствие намекнуло насчёт слить подельника, он отказался. И теперь он просто был рад, что всё кончилось. Лида не поедет домой одна, они уезжают вместе.

- Мне бы теперь обратный билет взять так, чтоб в одном купе с женой ехать, - хлопотал Пётр сразу после приговора. - Наверное, уже в поезде меняться с кем-то будем. Мы с Алексеем брали билеты в один конец…

В среду суд огласил только резолютивную часть решения. Завтра мы услышим мотивировочную, в которой коллегия объяснит, чем руководствовалась, освобождая расхитителей леса.

Лидер в законе

Писатель и журналист Дмитрий Быков связывает освобождение Навального с его успехом на московских выборах.

- Есть две точки зрения, - объясняет он. - Первая: Навальный - проект Кремля, поэтому ему скостили. Вторая более реальная, и я придерживаюсь её: Кремль впервые столкнулся с организованной, сплочённой, а главное - растущей силой. Тот процент, который получил Навальный на выборах в Москве, подтверждает давнюю фразу Виктора Шендеровича: слов они не понимают, но понимают числительные. Вот эти числительные их впечатлили. Они поняли, что если каждый раз давить на Навального сильнее, то противодействие будет равно действию.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин начал разговор с "Фонтанкой" с того, что рассмеялся: он, говорит, ещё в июле написал в твиттере, что судья Блинов от волнения просто забыл дочитать фразу и не произнёс "условно". Теперь "решение Мухина" озвучил областной суд. Оно, по мнению политолога, говорит о том, что "суд решил свести ситуацию к консенсусу". И не правы те, кто считает это проигрышем Навального.

- Это только кажется, что он проиграл, - объясняет Мухин. - По сути, он выиграл. Потому что эта судимость очень логично укладывается в его концепцию обретения лидерства в протестной среде. Единоличного лидерства. Теперь он, что называется, "лидер в законе".

Писатель Виктор Шендерович объясняет либерализм государства в отношении Навального так: "партия жуликов" временно победила "партию костоломов".

- Есть две концепции, я о них уже не раз говорил, - объясняет он. - Одна - жульническая, вторая - прямо фашистская. И ясно, что партия жуликов сейчас победила. Выносить приговор с реальным сроком Навальному - это означало бы идти на прямые столкновения, на ОМОН, на новые обострения, на новую кровь. Такого рода приговор вызвал бы очень сильную реакцию, потому что все понимают, что этот приговор не имеет никакого отношения к закону.

Срок оппозиционеру за хищение, хоть и условный, всё равно даёт власти, по мнению Шендеровича, хоть "пиаровское и жалкое", а всё преимущество.

- По крайней мере, они могут теперь называть его преступником, основываясь на решении суда, - усмехается Шендерович. - Но он-то может им предъявить и предъявляет очень многое. А они в ответ всё равно не могут ему сказать ничего, кроме "сам дурак".

У Навального всё впереди

Журналист Антон Носик называет главным итогом этих событий освобождение Петра Офицерова, которого теперь дёргать не будут. Дальше Навальный пойдёт без Офицерова. И перспективы у него, считает Носик, невесёлые. Он напоминает, что у власти просто сорвался первый сценарий, по которому лидера оппозиции хотели посадить, сначала показав его провал на выборах.

- Комбинация под названием "выпустим, дадим набрать 5 процентов и закроем" сошла с обсуждения, - объясняет Носик. - Но сохраняется комбинация "по этому делу дадим условно, а по другому делу закроем".

Он напомнил, что в понедельник Мосгорсуд признал законным возбуждение "почтового" дела: следствие утверждает, что Навальный совершал хищения, посредничая при почтовой пересылке косметики, дело возбуждено по заявлению компании "Ив Роше". В нём подельником Алексея считается его брат Олег.

- Любой обвинительный приговор по тому делу, даже с условным сроком, будет означать, что Навальный как человек с судимостью попадёт в тюрьму, - полагает Антон Носик. - А может быть, не понадобится ждать приговора: его могут захотеть взять под стражу по второму делу просто как человека, уже имеющего условный срок. Это вопрос их политического решения.

Власть, считает Носик, даёт Навальному отсрочку, чтобы тот, сидя на коротком поводке, подумал о своём поведении. И сделал правильные выводы, которые позволят оставаться на свободе. Не хочет одуматься - имеем другой вариант, власть очень гуманна: Навальному, считает Антон Носик, как когда-то Ходорковскому, дают шанс уехать из страны.

- Они бы все свои звёздочки на погоны получили, если бы он уехал в свой Йельский университет и там занимался советологией, - уверен Носик. - Они бы все отчитались о решении проблемы.

Такие намёки, напоминает Носик, продолжаются несколько лет: делу "Кировлеса" уже 4 года. Пока Навальный стойко демонстрирует, что намёков не понимает.

"Ничего страшного не случится, если я не буду кандидатом"

- Я не планирую никакого изменения в стратегии своей борьбы, - заявил Навальный журналистам, выйдя из здания. - Я понимаю, что сейчас даже любое административное нарушение, переход улицы в неположенном месте, может превратить условный срок в реальный. Но я не собираюсь идти у них на поводу, я не собираюсь прогнозировать их поведение. В любом случае, ещё несколько уголовных дел в отношении меня расследуются, у них всегда есть формальная возможность меня посадить. На это бессмысленно обращать внимание. Да, сейчас у меня нет возможности куда-то баллотироваться, но это неважно. Вчера у меня был тысяча и один способ политической борьбы, а сейчас просто тысяча, за исключением непосредственного участия. Ничего страшного со мной не случится, если я не буду кандидатом.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях