Недавнее заявление концерна Valio о том, что после изучения привычек россиян компания собирается отказаться от всех E-добавок в продутах для российского рынка, сработало как реклама в родной Финляндии. Органищации по контролю качества требуют производить для них такие же йогурты, как и для русских.
Все началось с двух записей на сайте компании Valio. Первую заметку опубликовала директор по исследованиям Риина Виитала (Riina Viitala). В ней она говорила о так называемой географической разбивке (a geographical split), когда международная компания производит различную продукцию для разных стран. А поскольку Valio рассматривает российский рынок как одно из наиболее перспективных направлений, то эксперты компании изучили вкусовые пристрастия россиян.
Эту мысль дальше развил один из членов совета директоров финского концерна Мика Коскинен (Mika Koskinen), который в посте под названием "Узнать русского потребителя!" написал буквально следующее: "Россияне хотят покупать как можно более натуральные продукты. По этой причине осенью мы изменили все продающиеся в России йогурты (около 30 различных видов) на такую же продукцию, но совершенно без добавок. В будущем для их изготовления будут использоваться только молоко, сахар, ягоды/фрукты, и больше ничего. В России никто не производит подобной продукции, поэтому у нас будет больше места на полках в большинстве розничных сетей".
При этом профессор Кайса Поутанен (Kaisa Poutanen), проводящая экспертизу продуктов для VTT (Центр технических исследований Финляндии), отметила в интервью "Talouselämä", что страх по поводу Е-кодов - это в большинстве своем просто плод воображения. Финляндское государственное агентство безопасности продовольствия "Evira" в свою очередь заявляет, что Е-коды первоначально были разработаны Европейским союзом, и это значит, что продукты оценены как безопасные для употребления в ЕС. Е-добавки, отмечает госпожа Поутанен, нужны для того, чтобы продукты хранились чуть дольше, и они не являются опасными.
Тем не менее, заявления Valio не понравились финской общественной организации
Safkatutka, которая осуществляет своего рода народный контроль, проверяя, из чего сделана еда в финских супермаркетах и насколько описание на упаковке соответствует действительности. На своей страничке в "Фейсбуке" Safkatutka процитировала приведенный выше пассаж члена совета директоров Valio и задалась вопросом: почему не сделать то же самое в Финляндии?
Не дожидаясь ответа, Safkatutka выступила с инициативой бойкота йогуртов финского производства до того момента, пока они не будут приведены в соответствие с "российскими стандартами". Активисты написали следующее в своем манифесте: "Жаль, что вы не предпринимаете таких же действий в Финляндии. Таким образом, мы как потребители берем их на себя." В особенности они отметили, что хотят, чтобы к финским потребителям относились так же, как к русским. Количество участников бойкота уже приближается к 1000.
Компания Valio, в свою очередь, постаралась объясниться. Так, в деловом издании “Talouselämä” вышла статья под названием "В Финляндии Е-код - это совсем другое дело", где позицию финского концерна высказал руководитель отдела по связям с общественностью Тайна Лампела-Хелин (Taina Lampela-Helin). Она, в частности, заявила, что русские и финны по-разному относятся к Е-кодам на упаковке продукции. Госпожа Лампела-Хелин также отметила, что финны съедают около 20 килограммов йогурта в год и выбор жителя Суоми гораздо разнообразнее, чем у россиянина (около 90 позиций йогурта, в том числе и без добавок, в Финляндии против 30 российских).
На данный момент концерн не собирается менять линейку товаров для финского рынка.