В межсезонье питерский «Спартак» включил режим перезагрузки. Баскетбольный клуб за две месяца расстался со всеми лидерами команды, а также нашел нового главного тренера. Бразды правления взял в свои руки известный в прошлом игрок ЦСКА Гундарс Ветра. 46-летнего латвийского наставника не смутило то, что «красно-белые» вынуждены были в три раза сократить бюджет, и подписал контракт по системе «1+1». В интервью «Фонтанке» он рассказал, как будет строить новую команду, об идеальной модели игры, своем опыте в НБА и о том, чего категорически нельзя делать в женском баскетболе.
Прославленный Гундарс Ветра встречает меня в кафе недавно открывшейся на Крестовском острове «Арене», которая стала домом для «Спартака». Новый главный красно-белых не спеша потягивает капучино. Стройный, подтянутый, энергичный — кажется, что латвийский наставник запросто может вновь выйти на площадку в баскетбольной форме и повести команду за собой.
- Нет, нет, - смеется Ветра. - Из-за болячек не так часто удается выходить на площадку. Да и сейчас я гораздо охотнее поиграл бы в волейбол или футбол. В последние два года моей карьеры все сложнее было находить мотивацию играть в баскетбол. А теперь я полностью сосредоточен на тренерской карьере.
Принял правила игры
- Гундарс, предлагаю отмотать пленку на полтора месяца назад, до того момента, когда вы стали главным тренером «Спартака». Как развивалась история с переходом в петербургский клуб? Получается, вы ушли из одного «Спартака», пришли в другой.
- После того как закончился прошлый сезон, у питерского «Спартака» появился интерес ко мне. Ближе к августу интерес стал серьезнее, начались переговоры. Меня как тренера интересовали многие вопросы, какая здесь обстановка, будет ли команда. Но после того, как меня уверили, что ситуация будет стабильная, мы приняли решение о том, что я перехожу в «Спартак».
- Но ведь в питерском «Спартаке» финансовая обстановка далеко неблагополучная. Летом команда едва не стала банкротом, а в итоге у нее втрое стал меньше бюджет. Вас это не смущало?
- В таких ситуациях ты просто принимаешь те условия, что есть. Перед сезоном задаешь вопросы, узнаешь ситуацию. Клуб мне все объяснил, я знал, на что иду. Несмотря на то что в этом сезоне в плане финансов ситуация не настолько радужная, как в предыдущие годы, она все равно интересная. Для меня это вызов — создать что-то в условиях небольшого финансирования.
- Чем может быть сильна команда, которая не располагает финансовыми возможностями и в которой нет звездных баскетболистов?
- Она может быть сильна командной игрой. Но это зависит не только от тренеров, но и самих баскетболистов: насколько они понимают ситуацию, насколько их самоотдача будет соответствовать нашим требованиям и насколько у них будет большое сердце, чтобы стараться проявить себя в ситуации, которая изначально не гарантирует успех.
Не собираемся выбрасывать белое полотенце
- Вы довольны тем, какая команда сформировалась?
- Когда ты начинаешь комплектование команды, когда ты хочешь сделать акцент на российских игроках, которых мало, хотелось, чтобы было больше мастерства. Но ситуация такая, какая есть. На сегодняшний день работой игроков и их отношением к делу я доволен. Но многое будет понятно во время официальных матчей, когда проявится их мастерство, характер и самоотдача. Могу сказать, что комплектование команды завершено.
- Озвученная задача на сезон — попадание в плей-офф во всех турнирах. Она не слишком завышена?
- Я считаю, что для этой команды задача достаточно сложная. Это означает, что нам надо будет выходить из группы в Еврокубке и пробиваться в плей-офф в Единой лиге ВТБ. Все команды, включая новичка «Красный Октябрь», комплектуются по полной программе. Если у кого остались свободные вакансии, то их клубы стараются заполнять легионерами. Если нам удастся попасть в решающую стадию турниров, то это будет большим успехом. Для нас каждый матч должен быть как последний, в котором игроки должны показывать свой максимум. Но при этом надо объективно оценивать ситуацию, а не говорить о том, что мы будем побеждать ЦСКА или «Химки». С другой стороны, мы не собираемся говорить, что все грустно, выкидывать белое полотенце и говорить, что мы не будем биться.
- Согласны с тем, что вы сейчас в довольно удобном положении? Если команда будет побеждать, то вы будете на коне, в случае поражений никто не решится критиковать. Или все-таки психологическое давление есть?
- Психологическое давление я буду создавать, прежде всего, сам себе. Я люблю выигрывать, выигрывать и выигрывать постоянно. Для меня поражение сродни ЧП и чему-то такому, к чему игрокам не нужно привыкать. Так что сам себе создам психологическое давление.
- Несколько лет подряд «Спартак» располагал довольно сильным составом. Но при этом команда не смогла завоевать ни одного трофея, даже Кубок России. У вас есть объяснение почему?
- Не моя задача публично анализировать работу предыдущего тренерского штаба. Наверное, какие-то причины есть. Соглашусь, что команда была сильная по составу, хорошо укомплектована иностранцами и российскими игроками. Но что-то не получалось. Поэтому, наверное, отчасти и было принято решение о строительстве новой команды. Возможно, руководство клуба захотело, чтобы результаты были приблизительно такими же, но при меньших затратах.
- Вы уже знаете, какой баскетбол вы бы хотели видеть от своей команды? Скажем, ваш предшественник Юре Здовц строил игру от обороны. Ваша философия баскетбола?
- Наверное, девяносто процентов тренеров скажут, что хотят видеть надежную игру в защите. Потому что если ты не можешь хорошо защищаться, то и не можешь хорошо атаковать. А вот если ты отбиваешься, то можешь что-то интересное создать в нападении. Моя задача как тренера — постараться из каждого игрока выжать максимум.
- На кого будете делать ставку во время сезона – на легионеров или русских игроков?
- Приблизительное видение у нас уже есть. Возможности игроков понятны. Большая ответственность будет ложиться на легионеров. Так же у нас есть десять россиян, от которых не меньше будут зависеть результаты команды. У нас есть тринадцать игроков. Каждый из них – важная часть будущего успеха.
- Капитаном «Спартака» выбран Константин Нестеров. Почему?
- Я считаю, что в любой команде капитаном должен быть местный игрок. Из российских игроков мы посчитали, что Костя соответствует этой роли больше всего. От Кости мне гораздо важнее внутренний настрой команды, меньше - технико-тактические вещи. Нестеров тот человек, который и в раздевалке, и на скамейке будет помогать создавать такой микроклимат, который позволит нам добиться успеха.
- В «Спартаке» три легионера – все они американцы – МакГрат, Хоман и Бертт. Скажем прямо, для болельщиков их имена мало о чем говорят. Это, действительно, те игроки, которые нужны «Спартаку»?
- Ну, я не согласен с вами, что они не слишком известные. Бертт во всех лигах, где бы он ни играл, был одним из самых результативных и ассистирующих игроков. Может быть, он не играл в Испании или России. Но он играл в Турции, на Украине, и везде показывал хороший результат. За Хоманом я слежу с тех времен, когда он играл в «Баварии», где очень удачно выступал в Еврокубке. Это игрок, на которого можно положиться, с репутацией бойца, добротный центровой. МакГрат – это МакГрат. Если посмотреть на его карьеру, то он удачно играл в Европе до тех пор, пока не получил травмы. Последний год он хорошо играл в ПАОКе, после чего его выкупил «Жальгирис». Игровые качества у него есть. В нашей ситуации мы не можем покупать готовые имена. Нам нужны хорошие игроки, пусть менее известные, но за деньги, что у нас есть.
- Продолжая тему американцев... У Бертта ведь тяжелый характер, из-за чего он был вынужден покинуть несколько клубов, верно? Не боитесь, что история может повториться вновь?
- Мы учитывали этот вопрос. Одно дело – игровые качества, другое – человеческие. Тренерский штаб старался узнавать игроков лучше и исходя из этого комплектовать состав. Но в той ситуации, в которой находимся мы, где-то вынуждены идти на риск. Покупая Бертта, мы знали его темные стороны. Во время переговоров он понимал ситуацию и был готов к тому, чтобы концентрироваться на баскетболе. Потому что для Бертта переход в «Спартак» - это тоже новый вызов, клуб выше уровнем, где нужно себя вести по-другому. Да, люди меняются редко, но это задача тренера найти подход даже к игрокам со сложным характером.
Таких, как Кириленко, у нас нет
- В следующем сезоне болельщики «Спартака» увидят в деле много российских игроков, в том числе молодежь. Действительно ли молодые сейчас больше думают о деньгах, машинах, квартирах, а не о том, чтобы прогрессировать?
- К сожалению, такая проблема существует глобально. Но каждая ситуация индивидуальна, нельзя всех игроков грести под одну гребенку. Я считаю, что для молодых это возможность заявить о себе. Такая ситуация складывается редко. Если молодые игроки этого не поймут, то дальнейшее пребывание в команде станет вопросом времени. Все зависит от самих игроков. Мы им дадим шанс.
- Вы, можно сказать, живой пример, как использовать свой шанс, так как сами в свое время дебютировали в большом баскетболе в 17 лет. Может быть, будете делиться с молодыми игроками советами, как не упустить счастливый случай?
- Начнем с того, что тогда баскетбол был другой – менее атлетичный, менее интенсивный. Считаю, что сегодня дебютировать в большом баскетболе в 17 - 18 лет практически невозможно. Надо понимать, что среди молодых игроков второго Кириленко у нас нет. У нас обычные молодые парни, которым мы даем шанс. Они должны доказывать, что заслуживают здесь быть. Они должны дорожить и быть довольны тем, что попали в «Спартак». И они должны проявить максимум энергии, максимум желания, чтобы сделать следующий шаг и получить свои 2, 5, 7, 8, 10 минут игрового времени.
- Интересно, а вы говорите молодым, что вы – Гундарс Ветра – в прошлом звезда советского баскетбола?
- Нет. Я четко разделяю настоящее и прошлое. То, что играл, – это одно дело. Тренерская работа – совсем другое. У меня нет такого, что я могу сказать игрокам, что сам когда-то играл в баскетбол. Я не страдаю этим.
- То есть магия имен на молодых игроков не влияет?
- Сейчас совсем другое время. Знание истории баскетбола и почитание игроков стало намного меньше, чем было в советское время. Каждый из нас приходил в зал и хотел равняться на кого-то, быть похожим. Сейчас игроки, я думаю, меньше смотрят баскетбол. Я воспринимаю это как данность. Если я буду ходить и рассказывать, как было в наше время или произносить, что я - Ветра, я буду выглядеть глупо в глазах баскетболистов. Не хочу выглядеть глупым.
- Один из тех россиян в «Спартаке», кто приковывает внимание, – Ярослав Королев. В свое время он сумел засветиться в Америке, о нем говорили чуть ли не как о будущем российского баскетбола. Но в сборную попасть Королев так и не сумел. Вы видите в нем потенциал?
- Я не вижу причин, чтобы он играл недостойно. В первую очередь – все будет зависеть от него. Мы ему даем шанс себя проявить. По крайней мере, изначально он будет его получать. В дальнейшем будет видно. Опять же тренерская задача – найти и реализовать его лучшие стороны и стараться скрыть худшие. Есть ли у него талант? Мой тренер, под чьим руководством я вырос, на мой вопрос о таланте сказал, что талантливых здесь нет. Таланты – это Паваротти, Майкл Джордан, Майкл Джексон. В баскетболе есть способные игроки. Если у тебя рост 2,07 метра – ты уже способен играть в баскетбол. В Ярике есть задатки и способности играть в баскетбол.
Мог остаться в Америке
- В свое время вам удалось поиграть в НБА. Как вы попали в Америку, вспоминаете ли вы этот этап своей карьеры?
- Конечно, это нельзя забыть. Я до сих пор считаю, что мое попадание в НБА — большая удача. Это сейчас каждый клуб НБА хочет, чтобы в команде играл европеец. Тогда, в 1992 году, мы мало знали об Америке, в Америке так же мало знали возможности игроков из Европы. Для американцев европейцы были как динозавры. Кто это такие? Разве там тоже есть баскетбол? В НБА было попасть сложно. Во время турне сборной СССР по Америке меня увидел генеральный менеджер «Миннесоты» и сказал: «Мне нужен этот парень». Потом меня спросили, хочу ли я играть за «Миннесоту». Ответил: «Конечно, хочу!» Попасть в НБА из Европы в то время было все равно что из начальной школы сразу в университет.
- Все-таки в Америке вам приходилось несладко...
- Раз я вернулся, значит, были сложности. Я анализировал свою карьеру, сравнивал, как сложилось у меня и у тех спортсменов, кто решился остаться в Америке. Однажды у меня был шанс остаться. Во время одной из поездок мне говорили, мол, оставайся, устроим тебя в университет, как это было у хоккеистов Могильного, Федорова. Я не решился.
- Как себя нужно вести, чтобы пробиться в НБА?
- Таких, как Джордан или ЛеБрон Джеймс, всегда будут судить не так, как молодого игрока. Да и вообще в спорте тебе никто ничего не обещал, ты должен сам добывать себе место под солнцем. Это то, чего не понимают сейчас молодые спортсмены. Для себя я понимал: если у меня не будет в жизни спорта, то не будет ничего. Я определил цель и шел к ней. В спорте ты должен «сожрать» другого, чтобы пробить себе дорогу. Иногда ты должен «сожрать» лучшего друга, чтобы отобрать его место и занять его сам.
Женский баскетбол помог понять дочерей
- Если говорить о ваших амбициях, то какие они? Может быть, мечтаете через пару лет работать в ЦСКА?
- Нет. У меня хоть и получилось, что в последнюю пару лет я поменял команды, я сторонник того, чтобы дольше работать в одном клубе, и я хочу добиться успеха со «Спартаком». Любой тренер хочет титулов, выигрывать. То, что я хочу побеждать, скрывать не буду.
- Что дал вам женский баскетбол? И в чем все-таки разница подходов к мужскому и женскому баскетболу?
- Парень в спорте и девушка в спорте - две разные вещи. Парень приходит в спорт, потому что все смотрят на тебя с трибун, завидуют. Ты нравишься всем девушкам, тебе сопутствует успех по жизни. Представь теперь девушек. Разве девушка идет в спорт, чтобы нравиться мальчикам? Или потому, что все хотят быть, как она? Вряд ли. Разве девушка, если пойдет в спорт, будет лучше, чем мама? Или, может быть, ее больше будет любить муж? Здесь другое. Девушкам никогда не скажешь: «А ну выйди на площадку и загрызи свою соперницу, потому что ты станешь лучше и на тебя будут по-другому смотреть». Это действует на парней, а вот если ты хочешь добиться результата с девушками, надо дергать совсем за другие ниточки.
- Чего категорически нельзя делать, работая в женском баскетболе главным тренером?
- Нельзя переступать грань. С парнями ты можешь допустить грубое слово, разругаться. Но на следующий день разберешь ситуацию, поговоришь по-мужски, и обида пройдет. С девушками так нельзя. Если переступишь границу, то назад дороги нет, ты потеряешь игрока. Могу сказать, что, начав работать с девушками, я стал лучше понимать своих дочерей. Точнее, те просчеты, которые допустил в их воспитании. Но, к счастью, жена проделала хорошую работу, исправила все мои помарки.
- Ваши дочери, Лаура и Гута, ведь живут в Америке?
- Да. Старшая отыграла четыре года за университет в Коннектикуте, сейчас учится в магистратуре. Уже есть договоренность, что она будет работать финансистом в хорошей компании. Младшая дочь только поступила в университет в Нью-Джерси, ей еще играть в баскетбол четыре года. Сложно ли нам в разлуке? Скажем так, старшая дочь не рвалась в Америку, у нее были сомнения. А вот младшая, как только увидела, как живет сестра, восприняла эту идею совсем по-другому. По-моему, она уже лет с 15 начала спать и видеть себя в Америке. Конечно, сложно: мы здесь, а дочери там. Но мы должны дать им будущее. К тому же мы с женой снова вместе, одни. У нас будет больше возможностей уделять время друг другу.
Артем Лисовский,
«Фонтанка.ру»
Гундарс Ветра родился 22 мая 1967 года в Вентспилсе.
Карьера игрока: ВЭФ, Рига (1984-1986, 1988-1992), СКА, Свердловск (1986-1987), «Миннесота Тимбервулвз», НБА (1992-1993), 1993-1994 - «ВЭФ-Адажи», Рига (1993-1994), БК «Броцены» (1994-1995), ЦСКА, Москва (1995-1996, 1997-2000), «Галатасарай», Стамбул (1996-1997), «Фабриано», Ливорно, Италия (2000-2002).
Карьера тренера: «Баронс», Рига (2002-2005, 2006-2007), «Урал-Грейт», Пермь (2005-2006), БК «Вентспилс» (2011-2012), «Спартак-Приморье», Владивосток (2012-2013) и женские клубы ЦСКА, Москва (2007-2008) и БК УГМК, Екатеринбург (2009-2011). В 2013 году подписал контракт со «Спартаком» по схеме «1+1».
Достижения: трехкратный чемпион России в составе ЦСКА (2009 - 2011 гг.). Серебряный призер ЧМ-1990 и бронзовый призер Евробаскета-1989 в составе сборной СССР. Участник Олимпиады-1992 в составе объединенной команды стран СНГ.
Тренерские достижения: обладатель Кубка вызова-2006, победитель Мировой лиги-2007, четырехкратный обладатель Кубка России (2008-2011), серебряный призер чемпионата России — 2008, трехкратный бронзовый призер Евролиги ФИБА (2009-2011).