Уже со следующего года государственные органы могут лишиться права закупать импортные автомобили. Такая мера по поддержке отечественных производителей должна снизить суммарные расходы бюджета, но на практике может привести только к удорожанию автопарка чиновников.
Помимо легковых автомобилей для государственных и муниципальных нужд нельзя будет закупать грузовики, автобусы, троллейбусы, дорожные тягачи для полуприцепов и даже спецтехнику (к ней относятся пожарные машины, мусоровозы, почтовые фургоны, ассенизаторы, катафалки, коммунальная и другая техника). Формально таким ограничениям должны будут подчиняться даже в администрации президента России. Пересядут ли чиновники Смольного на «Волги», а министры – на «членовозы ЗИЛ»?
Мы за ценой не постоим
Вступающий в силу с 1 января 2014 года закон о федеральной контрактной системе (ФКЦ) предусматривает так называемый национальный режим: правительство России вправе запретить закупку импортных товаров или ввести для них специальные ограничения. Схожая фора отечественным производителям предоставляется и сейчас. Госзаказчики вправе приобретать иностранную продукцию только с 15-процентным дисконтом.
Предложенный Министерством промышленности и торговли РФ проект постановления предусматривает, что в рамках ФКЦ для государственных и муниципальных нужд не могут закупаться иностранные автомобили. Исключение делается только для производителей из стран - партнеров по Таможенному союзу, республик Беларусь и Казахстан.
Сейчас чиновники чаще всего не ограничены ни стоимостью приобретаемых автомобилей, ни ценой. Например, управление судебного департамента в Ленинградской области объявило о приобретении автомобиля Toyota Camry почти за 1,8 млн рублей, Центр оздоровления и отдыха «Молодежный» – двух внедорожников за 1,5 млн, а ГБУЗ «Городская поликлиника № 51» готова заплатить за скромный Ford Mondeo всего 811 тысяч рублей и так далее. В начале этого года ГУАП «Смольнинское» планировало покупку Mercedes-Benz S 350 за 4 млн рублей и пяти Audi A8 Limousine по 3,5 млн.
Хотя попытки ограничить аппетиты государственных служащих в покупке за казенный счет дорогих транспортных средств предпринимались неоднократно. Первым о необходимости поддерживать отечественного автопроизводителя заявил экс-губернатор Нижегородской области Борис Немцов, предложивший пересадить чиновников на «Волги» (производимые, по странному стечению обстоятельств, на родном для него Горьковском автозаводе). В 2011 году этим вопросом заинтересовался Владимир Путин, но разработанный по его поручению закон, ограничивающий закупку для государственных нужд автомобилей премиум-класса, так и не был принят. В марте уже этого года губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко запретил размещать заказы на приобретение легковых автомобилей стоимостью свыше 1,1 млн рублей, а также арендовать транспорт мощностью более 199 лошадиных сил.
Marussia против Mercedes
В то же время в предлагаемом Минпромторгом документе отмечается, что российским товаром признают, в том числе, и автомобили, «подвергнутые достаточной обработке (переработке)» на территории нашей страны. Такая оговорка легализует закупку для государственных нужд иномарок, собранных на отечественных автозаводах, а они предоставляют чиновникам очень большой выбор. Ведь свои сборочные производства в России имеют Renault, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Scania, Fiat, Mitsubishi, Volvo, Audi, Mazda и другие. Автомобили Nissan, Toyota, Opel, Chevrolet, Hyundai и Ford выпускаются в окрестностях Северной столицы.
Поэтому вряд ли «слугам народа» придется пересаживаться в традиционные советские «Волги» (выпуск которых уже прекращен), а для нужд той же полиции закупать «ВАЗы» и «УАЗики». Ведь с конвейера калининградского завода «Автотор» выходят престижные модели BMW, внедорожники Hummer и даже Cadillac. Отечественной сборкой считается и спортивный суперкар Marussia. Стоимость таких моделей на порядок превышает цены на качественные иномарки.
Из крупнейших мировых производителей своего производства в России не имеет разве что Mercedes. Хотя из специально оборудованных автомобилей этой марки состоит кортеж президента России, их используют многие чиновники высокого ранга и губернаторы. Заменить их предлагается отечественными «членовозами» (так в 1980-е годы называли лимузины «ЗИЛ», которыми могли пользоваться только члены ЦК): разработка линейки представительских автомобилей (лимузина, внедорожника, микроавтобуса) проекта «Кортеж» уже ведется и должна быть завершена в начале 2014 года.
«Простых смертных» – пользующихся общественным транспортом горожан – возможные ограничения не затронут. Для них и сейчас приобретаются автобусы отечественного производства и «импортируемые» из братской Белоруссии «МАЗы». «Наше предприятие закупает автобусы российских производителей в рамках открытых конкурсов. Ограничений по участию иностранных производителей в наших конкурсах нет, они должны представить автобус, соответствующий заявленным требованиям, действующим в России ГОСТам, техническим регламентам и другой нормативной документации. Кроме того, по действующему законодательству в случае участия в закупках они обязаны снизить цену на 15 процентов. В последние годы заявок от иностранных заводов-изготовителей не поступало», – констатировали в пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс».
А вот ФГУП «Почта России» использует шасси Mercedes, на которые уже на российском заводе устанавливают специальный фургон и гидроподъемник.