Почему в Финляндии область торговли, которая специально была создана для маленьких магазинов и рынков, поглощается крупными ретейлерами, так и не успев развиться? А нишевый бизнес иногда должен оставаться нишевым бизнесом?
Последние пару лет в Финляндии особую популярность получили магазины органической еды. Они следовали модному во всем мире движению о необходимости покупки местных экологических продуктов (в финском варианте lähiruoka). С одной стороны, идея базировалась на желании стимулировать сельское хозяйство страны. Слоган гласил: покупая местное – вы поддерживаете надлежащий уровень жизни в сельских регионах.
Органическая еда, с другой стороны, подразумевает, что фермеры отказываются от пестицидов, потому что имеют возможность продать свою продукцию на ближайших рынках, а не везти в другие страны. Также, не тратя много усилий на перевозку, сокращается количество вредных выбросов в атмосферу. Государство, в свою очередь, видит в органических продуктах развивающийся сектор экономики, поэтому вводятся различные программы, направленные на то, чтобы увеличить до 20% угодья, отданные под выращивание экологически чистой еды, а также внедрять ее повсеместно, например, в школах.
Такая философия вылилась в отличное позиционирование на рынке - местные маленькие компании против «бездушных» транснациональных гигантов, и только в регионе Uusimaa было открыто 30 таких магазинов. Чаще всего торговые точки, продающие органические продукты, выглядели как маленькие рынки или старомодные магазины на углу. Ассоциация органической еды приводит собственную статистику: только в 2012 году финны купили местных экопродуктов на 202 миллиона евро, что на 24% больше, чем в 2011. С ростом доли рынка многие компании стали думать о развитии бизнеса.
Но есть и другая цифра, о которой сообщает финское деловое издание Talouselämä: в прошлом году 80 процентов всех купленных в Финляндии органических продуктов были проданы двумя крупнейшими ретейлерами Kesko и S-Group.
Можно говорить о том, что, перехватив эстафету у мелких магазинов, крупные супермаркеты прервали их грандиозные планы. Например, основанный три года назад магазин Aitokauppa имел намерение открыть 30 торговых точек к 2015 году. На данный момент пришлось повесить табличку о закрытии на оба имеющихся магазина. Свои двери закрыли и компании из Турку Finska и Luomuidylli. Самые большие игроки на этом небольшом рынке Eat & Joy и Anton&Anton также свернули планы по расширению.
Председатель ассоциации органических продуктов Марья-Риитта Коттила (Marja-Riitta Kottila) анализирует сложившуюся ситуацию в интервью Talouselämä. По ее словам, интерес к органической еде у финнов растет, однако он пока еще недостаточен, если сравнивать с другими скандинавскими странами. В Финляндии можно купить около 3000 видов таких продуктов. Большинство из них – это молочная продукция.
Однако проблема мелких магазинов, по ее словам, в том, что они слишком рано появились на рынке.
Марья-Риитта Коттила отмечает, что, с другой стороны, именно маленькие магазины органической еды сделали очень многое для ее популяризации и разнообразия финского рациона питания. Госпожа Коттилла, однако, считает, что именно у маленьких ретейлеров очевидно становится, насколько такая еда дороже.
Будущее для них она как раз и видит в том, что магазины органической еды останутся в своей нише и будут продавать более разнообразную продукцию, которую нельзя купить в супермаркете. То есть с чего начинали - к тому и пришли.
Евгений Богданов