Депутаты петербургского парламента предпримут очередную попытку преодолеть вето губернатора, наложенное на закон о намывных территориях. Для депутатов пятого созыва это уже второй раз, когда преодоление вето градоначальника – не формальная и бесплодная процедура, а дело принципа. В первый раз речь шла об особо охраняемых природных территориях, но тогда отстоять принятый в трех чтениях закон депутаты не смогли.
В ходе весенней сессии городские парламентарии сломали немало копий вокруг законопроекта об искусственных земельных участках, созданных на находящихся в федеральной собственности водных объектах.
Принципиален был ответ на вопрос: кто в соответствии с городским законодательством будет согласовывать разрешение на новые намывы - Смольный, или все-таки ЗакС?
Депутаты пытались отстоять для себя хоть немного реальных полномочий и забрать право на согласование новых намывов себе. Дело в том, что городской закон принимается во исполнение закона федерального, по которому проект разрешения на создание искусственного земельного участка должен быть согласован с органом исполнительной власти субъекта РФ и местным муниципальным образованием, на территории которого планируется, собственно, намывать.
Коллизия, приключившаяся в петербургском парламенте, невозможна ни в одном другом городе страны. Дело в том, что только в Санкт-Петербурге и в Москве, которые сами по себе являются субъектами РФ, муниципалитеты малы, но при этом многочисленны. Только в Санкт-Петербурге есть залив, куда в последнее время полюбили сыпать песок или грунт и делать твердь там, где природа ее не предусмотрела.
Губернатор предложил депутатам свой вариант «намывного» законопроекта еще в 2012 году: в нем все полномочия по согласованию проектов предлагалось отдать Смольному, оставив муниципалитеты в стороне.
Депутаты идею не оценили и на слушаниях в январе 2013 года раскритиковали документ в пух и прах. Тогда же парламентарии договорились, что функции по согласованию намывов «наши органы местного самоуправления физически не потянут».
То есть каждое из 111 петербургских муниципальных образований само по себе слишком маленькое и беззащитное перед давлением свыше, чтобы провести полноценную экологическую экспертизу проекта и в случае чего дать отпор инвестору.
Депутаты внесли в губернаторский законопроект поправку, которой передали себе полномочия по согласованию проектов разрешения намывных территорий. 19 июня закон был принят в третьем чтении. А потом губернатор вернул выстраданный депутатами документ без подписи и снова прислал в ЗакС свой вариант законопроекта. Комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам расценила вопрос как принципиальный и рекомендовала петербургскому парламенту преодолеть вето губернатора.
«Как в песне - девушки бывают разные, так и законы, которые мы рассматриваем, – палитра достаточно широкая, - высказался по этому поводу председатель комиссии Сергей Никешин. - Есть законы, мимо которых можно пройти, а есть системные, серьезные вопросы. На сегодняшний день два таких законопроекта: об особо охраняемых природных территориях, по которому мы один раз вето получили, и вновь будем его рассматривать. Это принципиальные вопросы, по которым исполнительная власть пытается наступить на одни и те же грабли. Я, как представитель «Единой России», буду во фракции убеждать коллег, чтобы по данному закону мы или преодолели вето, или губернатор отзывал свое вето, или мы искали какой-то компромисс».
Закон об особо охраняемых природных территориях не понравился Смольному по нескольким причинам.
Во-первых, в нем содержался список из 34 территорий, которые предлагалось обследовать на предмет придания им статуса особо охраняемых. Губернатор потребовал уточнить список территорий для обследования и последовательность работ при обследовании. На закон об ООПТ градозащитники возлагали особые надежды, чтобы воодушевить депутатов перед решающим натиском на губернаторское вето к Мариинскому дворцу даже присылали активиста в костюме супермена и с плакатом, обещающим, что «Человек-ЗакС спасет сады и парки». Когда атака захлебнулась, к парламенту приходил уже другой персонаж – смерть в черном балахоне, с косой и поименными благодарностями в адрес парламентариев, не поддержавших преодоление вето.
Бесплодные попытки отстоять закон, не подписанный губернатором, ЗакС пятого созыва предпринимал часто, и попытки эти проходили практически незамеченными. Так, не удалось преодолеть вето губернатора на закон, устанавливающий меры социальной поддержки пенсионерам, проработавшим в городе не менее 20 лет, на закон о штрафах за самовольную установку ограждений на проезжих частях и тротуарах, не дал губернатор депутатам и разрешить повсеместно устанавливать мемориальные таблички на зданиях - памятниках архитектуры.
В последний раз петербургский парламент демонстрировал мужской характер и преодолевал-таки вето в 2005 году, при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда ЗакС отразил вето губернатора на закон «О нормативах потребления коммунальных услуг». Депутаты настояли на своем праве участвовать в регулировании нормативов, на основании которых рассчитываются тарифы ЖКХ. Впрочем, от взрывного роста квартплаты в 2012 году это избирателей не спасло.
В случае с намывными территориями депутатам будет непросто сгруппироваться и набрать необходимые 33 голоса за преодоление вето губернатора. Это стало ясно уже в ходе заседания комиссии по городскому хозяйству. Так, член комиссии Людмила Косткина немедленно предположила, что должен же быть «способ найти компромисс и еще раз подумать».
На что заместитель руководителя фракции «Яблоко» Борис Вишневский ответил, что в данном случае понятие «компромисс» не укладывается в условия задачи. «Ситуация предельно простая, - сказал Вишневский. – Первый ключ к согласованию разрешения на создание намыва есть у Смольного по федеральному закону. Второй ключ нам можно дать или не дать, его невозможно дать нам на четверть или наполовину».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»