Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Как трактовать решения таможни о книжках МДП

Как трактовать решения таможни о книжках МДП

101

«Танцуйте, вам нет письма», — шутят специалисты рынка по поводу решения таможни о переносе на месяц, до 14 сентября, начала действия новой схемы перевозок по книжкам МДП (имеется в виду письмо за подписью начальника Федеральной таможенной службы (ФТС), которое в июле было разослано в региональные таможни). Неофициально, как говорят эксперты, «перенести на месяц» - означает отказаться. «Перенос - это отмена», - заявил "Фонтанке.fi" Алексей Безбородов, глава аналитического агентства InfraNews.

За последние две недели новостные сводки о книжках МДП слушают люди, которые никогда не знали о том, что это такое: конфликт ФТС и Ассоциации автоперевозчиков РФ (АСМАП) слишком широко обсуждался в СМИ. Все началось в июле, когда таможня заявила о том, что больше не будет принимать «гарантий доставки грузов» (тех самых книжек МДП) от АСМАП, в связи с огромной задолженностью — 20 млрд рублей. Де-факто автоперевозчикам предлагалось дополнительно страховать перевозимые грузы, что на тысячи рублей увеличивало стоимость каждой перевозки. (Подробно о конфликте — в материале "Фонтанки.fi"). Фактически это означало, что таможня отменяет в России систему книжек МДП, которая действует в нашей стране еще с 1975 года.

Кому могла быть выгодна эта инициатива?

Во-первых, есть официальное обоснование от ФТС: АСМАП категорически недоплачивает таможенникам, сумма задолженности выросла до 20 млрд рублей. Специалисты АСМАПа, в частности, в комментарии "Фонтанке.fi", поясняют некоторую маловероятность цифры, мотивируя это тем, что 20 млрд неплатежей за 3 года (а это срок исковой давности по платежам таможне) означает 8 тысяч потерявшихся машин с грузом.

По данным автомобильной ассоциации, 90% задолженности, о которой говорит ФТС, относится к 1994-2003 гг., на которые пришелся пик нарушений процедуры МДП и, соответственно, претензий таможенных органов по уплате таможенных платежей. В 2003 году, по информации АСМАП, вопрос был урегулирован: стороны заключили соглашение, по которому ГТК России незамедлительно и окончательно отзовет свои иски к национальной гарантийной ассоциации АСМАП и МСАТ и не будет требовать выплат со стороны АСМАП по книжкам МДП, являющимся предметом настоящего соглашения.

И, как сообщается на портале АСМАП, еще один разовый, но многоэпизодный всплеск нарушений имел место в 2004 г. (так называемая «выборгская ситуация»), "когда организованной группой лиц с участием должностных лиц таможенного органа было совершено более 600 нарушений по перевозкам с использованием книжек МДП. По всем этим случаям судебные органы приняли решения в пользу АСМАП и признали выставленные ФТС России к АСМАП требования об уплате таможенных платежей необоснованными".

Второй вариант, о котором «не совсем для печати» говорят участники рынка: инициатива ФТС могла привлечь дополнительные платежи ФГУП РОСТЭК и другим страховым компаниям (на сайте СЗТУ предлагалось воспользоваться услугами компании «Арсеналъ»). Последняя, по мнению участников рынка, не справляется с потоком «желающих» застраховаться: «На самом деле я звонила в «Арсеналъ». Мне не дали поговорить со специалистом, который занимается обеспечением транзита, так как он один, а звонков много! Вот так монополист», - делится впечатлениями один из участников форума таможенных специалистов.

А кроме того, участники рынка говорят о том, что после принятия данного решения грузопотоки перешли бы из зоны действия «сухопутных» таможен на порт Санкт-Петербурга.

На границе же последствия были бы вполне предсказуемыми. По мнению экспертов, письмо ФТС буквально привело в состояние ступора не только перевозчиков, но и должностных лиц российской таможни уровня начальников постов, которым пришлось бы претворять его в жизнь. «Многочисленные источники на приграничных таможенных постах сообщают о том, что на сегодняшний день таможенные органы на границе не имеют соответствующего данной задаче программного обеспечения и бланков ГС (гарантийного сертификата), в связи с чем процедуру обеспечения пришлось бы проводить на бумажных носителях. Однако и с бумажными носителями не все слишком просто. Так, например, ряд должностных лиц в доверительных разговорах на тему транзита сообщил об отсутствии бланков ГС (гарантийного сертификата). Добавим к этому отчаянный дефицит квалифицированных кадров на границе и получим картину полного хаоса, который бы непременно бы возник при оформлении этого вала бумажных документов», - говорит Александр Смирнов, главный редактор TKS.RU.

8 августа ФТС заявила о том, что "месячная пауза даст возможность импортерам и перевозчикам "полностью подготовиться к предстоящим нововведениям". Однако при этом ведомство оставляет для себя лазейку, отметив, что АСМАП "получает возможность в указанное время урегулировать свои разногласия с ФТС" и, вероятно, таким образом, сохранить нынешнее положение вещей.
По мнению ряда экспертов, хорошо ориентирующихся в хитросплетениях взаимодействия российской таможни и бизнеса, второй вариант развития событий более вероятен. «Есть достаточно оснований полагать, что после очередного дедлайна, который назначен на 14 сентября, ФТС еще раз отложит срок его вступления в силу, - говорит Александр Смирнов, - а через некоторое время просто положит возмутительный документ под сукно».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях