Бизнесмен Геннадий Тимченко, имеющий финский паспорт, планирует консолидацию своих активов для комплексного развития российской бизнес-авиации. Такая информация появилась в СМИ. Эксперты утверждают, что ещё никому не удавалось достичь больших успехов в этом направлении.
«Бедный родственник» - так в авиационном мире относятся к личному транспорту самых богатых авиапассажиров. Всё дело в отсутствии необходимой инфраструктуры и сервисов по техобслуживанию таких бортов.
Это основная причина того, что в России личных реактивных самолётов не наберётся и трёх десятков, а тех, у кого российская регистрация – не больше десяти. Ведь самолёт должен проходить техосмотр на территории той страны, где зарегистрирован. Всем новым самолётам обеспеченные владельцы предпочитают оформлять европейскую «прописку».
Однако, по словам источника в руководстве одной из российских авиакомпаний, предоставляющей бизнес-джеты в аренду, это крайне невыгодно. «Представьте, простейшее техобслуживание самолёта, которое по закону должно проводиться в сертифицированных центрах, может делаться только в Европе. То есть, если у меня новенький Falcon, то я должен раз в три месяца отправлять самолёт в полёт на 2.5 часа от Петербурга, оплачивая пустой перелёт туда и обратно», - пояснил собеседник «Фонтанки».
Поэтому именно информация о попытке Геннадия Тимченко консолидировать свои активы и наладить инфраструктуру для бизнес-джетов больше всего заинтересовала операторов бизнес-авиации. Всего, по информации, появившейся в СМИ, в управляющую компанию «А-групп» должны будут войти 3 структуры: финский чартерный перевозчик Airfix Aviation (большая часть авиапарка – самолёт Falcon и Gulfstream), «Авиа групп» (владеет частью бизнес-терминала А в московском «Шереметьево) и «Авиа групп норд» (70% в бизнес-терминале «Пулково-2»).
«Вообще, рынок бизнес-авиаперевозок в России давно поделён», - пояснил источник в авиакомпании, «Если вобьёте в поисковике «чартерный рейс», то выпадет множество ссылок. Всё просто: есть спрос на рейсы и есть авиакомпании, которые обладают авиапарком. Быть посредником очень просто. Комиссия в 1 тыс. евро позволяет любому брокеру нормально зарабатывать, продавая 3-4 рейса в месяц».
Однако отличие идеи Тимченко в комплексном подходе: развитие инфраструктуры и увеличение количества авиаперевозок из Финляндии. Бывший заместитель генерального директора авиакомпании Finnair Сеппо Сарлунд, надеется, что знакомство Геннадия Тимченко с президентом России станет гарантом успеха.
«В настоящее время между РФ и Финляндией работают только 3 авиалинии (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург – прим. Фонтанки). Попытки наладить авиасообщение с другими городами, в частности Петрозаводском (последний рейс был запущен летом 2013 года), ранее заканчивались безуспешно», - рассказал Сеппо Сарлунд.
По его мнению с одной стороны финская сторона проявила недостаточно активности и достаточно упорства. С другой - несовершенство российского законодательства, связанного с налогообложением. Российские налоговые службы облагали рейсы слишком высоким налогом, делая маршруты нерентабельными.
«Представители руководства финских авиакомпаний не ставили вопросы на высоком уровне. Чтобы дело сдвинулось, необходимо было обратиться в Москву и обсудить проблему на заседании межправительственной комиссии. Геннадий Тимченко говорят, близок президенту России, и, соответственно, «как паровоз», может решить часть бюрократических проблем», - уверен Сеппо Сарлунд.