Попытки владельцев бизнес-центров, магазинов, ресторанов, банков и иных учреждений «застолбить» часть проезжей дороги под парковку для своих посетителей, сотрудников или VIP-клиентов уже не раз приводили к громким конфликтам. Хотя десятки таких участков в Северной столице вполне официально сдаются в аренду отдельным структурам. «Водитель Петербурга» вник в проблему.
Громкий скандал разгорелся в июне: активисты движения «СтопХам» попытались убрать столбики у центрального офиса банка «ВТБ» на Большой Морской улице. Большая часть доводов сотрудника охраны банка сводилась исключительно к ненормативной лексике. По словам другой представительницы крупнейшего корпоративного банка России, парковка ограждена для особо важных клиентов, час времени которых может стоить больше тысячи долларов. Видеоролик на YouTube (18+) уже набрал более 900 тысяч показов, но пресс-служба банка «ВТБ» так и не пожелала прокомментировать конфликт и объяснить законность своих действий по захвату части территории Северной столицы.
Закон бездействует
Сама по себе самовольная установка барьеров, заборов, конусов и иных ограждений по действующему уже полтора года городскому закону является административным правонарушением. Санкции для частных автовладельцев ограничены суммой в 5 тысяч рублей, юридических лиц – в 50 тысяч.
На практике уполномоченные органы чаще всего пассивно относятся к своим обязанностям по фиксации правонарушений и наложению на виновников штрафов. Например, администрацией Центрального района за все время действия закона составлено всего 170 протоколов и вынесено 43 постановления. Основной трудностью демонтажа блокираторов и «столбиков» чиновники считают проблему определения их собственников, а для решения вопроса предлагают «более продуктивно привлекать к этой работе муниципальные округа и участковых», а также проводить ежемесячные рабочие совещания с теми же муниципалами и РУВД. Причем руководство администрации игнорирует даже нарушения, которые происходят у них, в прямом смысле слова, под носом: незаконно установленный шлагбаум препятствует въезду «чужих» автомобилей на площадку непосредственно перед домом 178 по Невскому проспекту, часть тротуара самовольно «застолбил» расположенный напротив бутик и т. д.
Многие организации не видят в столбиках нарушений. Например, в Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга журналисту «Водителя Петербурга» пояснили, что поставили конусы, дабы пассажиры подъезжающих автомобилей (сотрудники ведомства, посетители и пр.) могли подойти к подъезду, который обычно заставлен другими автомобилями, и протиснуться между ними бывает крайне сложно. Схожие ограждения установлены у входа в иные государственные органы (например, у управления Спецстроя на улице Мира), у многих отелей и т. д. Все такие столбики формально влекут установленные административные санкции.
По словам члена координационного совета МООА «Свобода выбора» Александра Холодова, действующее федеральное законодательство позволяет сдавать участки проезжей части в аренду. В то же время даже в этом случае арендаторы могут содержать и облагораживать территорию, но не вправе ограничивать ее использование, в том числе для стоянки чужих автомобилей. «Заключаемые в Санкт-Петербурге договоры аренды не позволяют это делать. Есть, конечно, исключения – например, почти всю 1-ю Советскую улицу сдали в аренду под парковку. Во всех иных случаях конусы и иные ограждения установлены незаконно», – убежден правозащитник.
Гаражи на улицах?
Теоретически еще в 2011 году Смольный запретил выделять части тротуаров для организации парковок, но и после принятого на совещании у губернатора Северной столицы решения чиновники продолжали заключать новые договоры с различными компаниями. Например, на законном основании частная стоянка расположена у дома 5 по улице Ломоносова – арендатором выступает салон «Невская оптика». По закону срок действия краткосрочного договора аренды не может превышать трех лет, а потому легальные ограничения для парковки «чужих» будут действовать до февраля 2014 года.
Всего только в Центральном районе журналист «Водителя Петербурга» насчитал почти два десятка таких участков, в частности на площади Островского (вдоль здания Российской национальной библиотеки), у домов 23 по Малой Морской и 11 по 3-й Советской улице, д. 61 по Лиговскому проспекту. Индивидуальные гаражи можно «строить» на проспекте Бакунина, в Виленском переулке, на 6-й Советской (у отеля «Эмеральд»), на Итальянской, Харьковской и Казанской улицах. Два участка «застолблены» у дома 20 по улице Чайковского, сразу шесть – также на любимой активистами движения «СтопХам» улице Восстания (в районе домов 4 - 6). И это лишь малая часть обнаруженных нашим корреспондентом «законных» ограничений. А вот проезжая часть и тротуар около центрального офиса «ВТБ», равно как и весь Невский проспект (в том числе у районной администрации и напротив нее), никому не сдавались и должны оставаться свободными.
В ряде случаев арендаторы используют участки не по назначению. Например, согласно государственному кадастру недвижимости, занятый платной парковкой земельный надел на пересечении улиц Марата и Стремянной (около финского визового центра) изначально выделен «для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения». Для «иных целей» предназначен и участок у дома 18 по улице Ломоносова.
Воспользовавшись публичной кадастровой картой, каждый автовладелец может проверить наличие прав на использование любого земельного участка и оценить его границы. Стоит отметить, что никаких законных санкций против водителя, аккуратно отодвинувшего спорные конусы и припарковавшегося даже на легитимно арендованном участке, владельцы соответствующих учреждений предпринять не могут.