Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Ученые без образования

Ученые без образования

8 197

Избавить платежеспособных мужчин 20 - 27 лет от службы в армии, наплодить кандидатов и докторов наук без обучения в аспирантуре и лишиться последних шансов признания российских ученых степеней за рубежом – такую перспективу предлагает российским вузам проект "Положения о порядке присуждения ученых степеней", утверждаемый постановлением правительства РФ.

По сравнению с планами проектантов организованный заезд покупателей 100-балльных ЕГЭ на внеконкурсное поступление в лучшие вузы столиц – всего лишь тренинг коррупционных возможностей новых рынков образования и ученых степеней.

Более того, уже через год после введения проекта вероятна массовая замена строптивых РАНовских научных сотрудников и университетских доцентов-профессоров на послушных свеженаструганных кандидатов и докторов в рамках давно декларируемой политики «омоложения» образования и науки. А делаться «новый порядок» будет так.

Как Минобрнауки до трех считает

Прием в 3 - 4-летнюю аспирантуру объявляется один для всех: для бакалавров, учившихся 4 года; для специалистов, учившихся 5 лет; для магистров, учившихся 6 - 7 лет по схеме «бакалавриат + магистратура» и 7 - 8 лет по схеме «специалитет + магистратура».

Это ставит крест на признании дипломов российских магистров и кандидатов наук за рубежом и окончательно выводит Россию из орбиты Болонского процесса. Там, где действует система последовательных квалификаций «бакалавр-магистр-PhD», то есть за первым уровнем высшего образования следует второй, а за вторым третий, то есть 4+2+3, не поймут прыжков с разных градаций первого уровня мимо второго сразу на третий. Не поймут, как можно из бакалавров стать кандидатом наук (да хоть PhD), минуя магистратуру.

В случае подписания премьером постановления правительства РФ, утверждающего это «Положение», придется распрощаться с одним из наиболее амбициозных проектов: повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров не состоится независимо от выделенной суммы (в 2013 г. это 9 млрд рублей). Однозначно не будет выполнен указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599.

Ну не поймут в мире, почему в одной и той же стране одну и ту же квалификацию третьего уровня высшего образования можно получить чуть ли не за 5 лет, практически не учась, а можно еле-еле за 10 лет, почти не выходя из аудитории. Да еще со специально созданными условиями для легализации способов изъятия денег у как можно большего количества населения без всякой ответственности за результат.

В предлагаемом правительству РФ проекте для обладателей диплома бакалавра защита кандидатской становится возможной в 24 года. Но есть и «программы сокращенного и ускоренного обучения»: колледж или низкая должность в госслужбе, сразу на третий курс бакалавриата или индивидуальный график обучения, диплом о высшем образовании, и прямиком в аспирантуру. В 18 - 20 лет - высшее образование, в 22 - кандидат наук, навсегда освобожденный от призыва.

Перед бакалаврами диковатый выбор: пойти на 2 года в магистратуру за знаниями или мимо нее сразу на 3 года в аспирантуру с перспективой кандидатского диплома, приравненного к «белому билету». Парней сознательно привлекают в вузы не возможностью углубленно подготовиться в магистратуре к карьере в неакадемической среде или аспирантуре, а перспективой тупо 3 года «косить» от призыва в аспирантуре, не обременяя себя и преподавателей научными исследованиями. Нечего сказать, хорошая реклама российских научных школ заложена в новом «Положении о порядке присуждения ученых степеней».

Зато обладателям диплома специалиста, отучившимся 5 - 6 лет и составляющим подавляющее большинство выпускников первого уровня, путь в магистратуру, открытый в 2009 г., уже перекрыт новым законом "Об образовании в РФ". Желание изменить специальность/направление подготовки или углубить познания в уже избранной сфере за 2 года придется оплачивать как второе высшее.

Это напрямую противоречит целям обучения в течение всей жизни и Болонского процесса, зато очень выгодно отечественным вузам. И опять же направляет парней прямиком в аспирантуру, из которой большинство из них через 3 - 4 года выйдет без защиты, зато к 27 годам, то есть по истечении призывного возраста.

«Несите ваши денежки…»

Выгоды ректорского корпуса от нового порядка присуждения ученых степеней очевидны. Понесут деньги дипломированные специалисты, скопившие только на двухлетнюю магистратуру: получение этой понятной для Европы квалификации второго уровня высшего образования позволит поступать на PhD-программы в других странах Болонского процесса (там в аспирантуру после бакалавриата не принимают по причине умения считать до трех).

Добавление бакалавров в число имеющих право поступать в аспирантуру с отсрочкой от призыва на фоне слухов о восстановлении распределения взвинтит конкурс и цены как на бюджетные, так и на оплачиваемые места, что приведет к очевидному росту легальных и нелегальных доходов ректоратов.

Коррупциогенность приема в аспирантуру на «бюджет» (без принятой в Европе системы перезачета периодов обучения, ECTS, с экзаменами «по старинке») дополнится традиционной финансовой непрозрачностью внутривузовского распределения средств от платных форм обучения – основного источника доходов вузов.

На бюджетные места попадут «особо одаренные», в числе которых традиционно окажутся сыновья/зятья влиятельных родителей, в том числе руководителей вузов/НИИ и приближенных к ним сотрудников. На платные – не прошедшие формальные и неформальные конкурсы «на бюджет». Вряд ли вузы откажутся увеличить количество платных мест в аспирантуре за счет новоприбывших платежеспособных бакалавров.

Спрос на услуги диссертационных советов еще больше разогреют за счет тех, кому призыв не важен, а степень пригодится. Только до 1 сентября 2015 г. (магазины в таких случаях пишут: «распродажа в связи с ликвидацией бутика») они смогут получить ученую степень вообще без обучения в аспирантуре. Когда бюджетных мест в очной аспирантуре меньше десятка, а заочных нет вовсе, отчего бы не стать соискателем – разумеется, за деньги.

Платежеспособность позволяет обрести степень кандидата наук, повысив свои шансы на трудоустройство в госслужбе или ректоратах. Именно через такую «форму обучения» проходит основная часть бизнесменов, госчиновников или желающих стать таковыми, в том числе покупателей текстов чужих диссертаций, борьба с которыми была провозглашена целью проекта.

Соискатель, пока поступающие в аспирантуру сдают вступительные экзамены, собеседует с заведующим кафедрой и научным руководителем и прикрепляется "для сдачи кандидатских экзаменов" или "для подготовки кандидатской диссертации" – на выбор. А сбор "разовых сдач кандидатского экзамена" в мозаику удостоверения позволяет оформить соискательство лишь на финальном этапе.

При этом обсуждающее диссертацию подразделение и принимающий ее диссовет не несут никакой ответственности за содержание подготовки формально выпущенного ими «научно-педагогического работника», сдававшего кандидатские экзамены по разным вузам. В статистике соискатели отдельно не учитываются – что уж говорить о получаемых от них доходах. Уже имеющим диплом кандидата можно податься в соискатели докторской степени.

Экзамены не нужны, прикрепиться можно в течение всего года, общается соискатель с научным консультантом, и ладно. Докторантура тоже бывает платной. Цены доходят до почти полумиллиона рублей за 1 год (нормативный срок – до 4 лет). Зато если подготовленный «научно-педагогический кадр» попадает под суд, то его кандидатские либо докторские корочки неизменно выступают в качестве положительной характеристики обвиняемого для возможного смягчения наказания.

Экзамены экзаменами, но нужен текст. Так вот проект «Положения о порядке присуждения ученых степеней» позволяет заимствовать его легко и бесплатно. Диссертация становится беззащитной во всех смыслах еще до принятия ее диссоветом к предварительному рассмотрению. Ее «на правах рукописи» и рассматривать-то начнут «при условии размещения полного текста диссертации соискателем «на официальном сайте организации, в сети «Интернет» и в информационных системах» (п. 12).

Дивная формулировка означает: вы, гражданин, сами написали диссертацию, сами хотите защитить, вот сами на нашем сайте как хотите, так и размещайте. На страничке своей в соцсетях тоже можно, сеть «Интернет» все-таки. И чтобы все ссылки были доступны «для любых лиц» (п. 15). То, что скачавший чужой текст с правами рукописи сможет быстрее, чем настоящий автор, оплатить его напечатание и защиту как собственной монографии, почему-то не учитывается разработчиками проекта. А диссовет потом откажет автору в принятии диссертации к защите.

Вдохновители проекта, «сражаясь» с плагиатом, обходят такую неприятную тему, как защита авторских прав диссертантов, заранее перекладывая на них все риски. Столь же тактично «Положение» к любителям использовать внутривузовский административный ресурс. В нем, к примеру, нет ни слова о запрете обсуждения диссертации на собственной кафедре ее же заведующим или его ближайшими родственниками. Между тем немало нынешних университетских «эффективных менеджеров» вышли из аспирантуры на кафедре тестя. А сколько ректоров и проректоров выполнили свои докторские (часто в виде научных докладов или монографий) в ими же руководимых подразделениях…

Итак, созданный под лозунгом «борьбы с плагиатом» новый порядок присуждения ученых степеней на деле приведет лишь к увеличению коррупциогенности и цен на путях к обретению ученых степеней кандидата и доктора наук. То ли по причине незнания проектантами российских реалий, то ли по причинам более экономически обоснованным, «Положение» увеличивает спрос на кандидатские дипломы на фоне уже идущего сокращения предложения, то есть числа диссоветов и бюджетных мест в аспирантурах. Но судьба денег, так или иначе изымаемых вузом, в любом случае останется неизвестна обществу и обучающимся: о закрытости вузовских бюджетов позаботились авторы ФЗ «Об образовании в РФ», принятого в декабре 2012 г.

Более того, в нарушение этого свежепринятого и ряда еще действующих законов (№ 232 2007 г. и №260 2010 г.) постановление правительства РФ, утвердив «Положение», посредством неопределенности в последовательности ученых степеней, не только восстановит экономические основы перепроизводства липовых кандидатов и докторов наук, но и создает новые.

Ученые степени – в ассортименте

«К защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, кандидата наук» - да-да, на выбор, см. п. 2 проекта, – могут хоть сразу после получения диплома специалиста или магистра приступать медики, ветеринары и юристы. При этом юристам, обучившимся в аспирантуре, почему-то можно будет защищать кандидатские диссертации только до 1 сентября 2015 г. Тайна даты неизвестна: пояснительная записка на сайте Единого портала раскрытия информации не загружается, а прилагаемые тексты не проясняют ситуации.

Это уже не «взбесившийся принтер», это что-то супермегаинновационное: одновременно предлагать на выбор степень доктора и кандидата еще никто в мире не догадался. В реальности, которую авторы проекта представляют, судя по всему, слабо, такие законодательные перлы сопровождаются ценником. Докторская подороже, кандидатская подешевле. А платное соискательство избавляет будущее светило от обучения в аспирантуре.

Защитил диссертацию – и проверяй гипотезы на пациентах, собаках или подзащитных. Лучше, конечно, начать с авторов проекта нового порядка присуждения ученых степеней. Пусть, так сказать, личным примером докажут народу качество медицинского, юридического и ветеринарного послевузовского образования, скроенного по их лекалам.

И, наконец, существенный нюанс: согласно уже утвержденному Положению о Министерстве образования и науки, это ведомство кандидатские и докторские дипломы не выдает. Нет там такого пункта. А вот в новом порядке присуждения ученых степеней написано обратное (п. 4). Кто, как, в какие сроки и какие дипломы будет выдавать в итоге – загадка.

Возможно, авторов «Положения о порядке присуждения ученых степеней» затруднило редактирование текста после использования кнопочек «копировать-вставить». Но если в таком виде проект выносится на общественное обсуждение, значит, такова степень уважения представившего его ведомства к народу и премьеру. Кстати, год назад ему уже порекомендовали назначить на пост председателя ВАК директора Департамента подготовки научно-педагогических работников, арестованного через несколько месяцев после упомянутой рекомендации.

В этой связи было бы несправедливо не вспомнить о вдохновителях обсуждаемого проекта «Положения о порядке присуждения ученых степеней».

Памятник небезызвестным экспертам

Подготовка сего шедевра коррупциогенной мысли рекламировалась как «борьба с плагиатом» и удачно отвлекла внимание от подготовки реформы РАН. Вдохновляли эти меры одни и те же весьма неглупые господа. Однако они, легко и без кавычек используя слово "диссергейт", слетевшее со страниц «Фонтанки.ру», в отличие от героев уотергейтского дела, оказались неспособны (или не захотели) добиться не то что политически значимых отставок, но даже вскрыть экономические основы плагиат-бизнеса.

Результат их экспертных усилий, как показано выше, коррупциогенен еще больше, чем обличаемая ими предшествующая система, кампания «борьбы с плагиатом» свелась к тривиальному безрезультативному троллингу чиновников.

Сами господа эксперты много учились в хороших вузах за государственный счет, легко меняют сферы деятельности вне зависимости от специализации по дипломам, работают в тесном сотрудничестве с родственниками/друзьями и вообще в жизни устроены неплохо.

Г-н Гельфанд, выпускник мехмата МГУ, в 35 лет ставший доктором биологических наук, трудясь на должности зам.директора по науке Института проблем передачи информации РАН, находит время для пропаганды коммерческого ПО в «сети Интернет» и СМИ. В качестве доказательств своей антиплагиатной состоятельности демонстрирует по федеральному каналу диссертацию некоего депутата и «диссертацию другого человека, защищенную несколькими годами ранее», утверждая: «один источник» и возмущаясь «удивительной халтурой» исполнителей. Вот только г-н Гельфанд то ли не заинтересован довести расследование до конца, то ли не тем ПО воспользовался для поисков «одного источника», то ли тоже схалтурил. Дело в том, что демонстрируемый в этом качестве текст тоже списан - с кандидатской диссертации автора этих строк, защищенной в 1997 г. в СПбГУ. Авторская проверка бесплатными поисковиками показала, что ее фрагменты использовались не в двух, как показано г-ном Гельфандом, а как минимум в 4 диссертациях. И г-н Гельфанд воспользовался текстом для самопиара. Также бесплатно. Г-н Гельфанд - сторонник платного высшего образования и пресловутого соискательства. Ему не удастся отречься от этого проекта так, как он отрекался от авторства концепции реформы РАН. Он уже публично признал, что в нем «содержатся разумные предложения».

Г-н Федюкин, историк, после отчисления из аспирантуры чудом предстает не перед призывной, а перед приемной комиссией магистратуры Центрально-Европейского университета. Завершил ее за год, получил PhD в одном из public вузов США, был журналистом, директором по прикладным исследованиям Российской экономической школы. В 38 лет - заместитель министра образования и науки. В рамках систематического невыполнения прямых служебных обязанностей заставил защитившихся диссертантов по году и более после доставки дела в ВАК ждать своей подписи на приказах и дипломах, подтверждающих присуждение ученых степеней (нормативный срок - не более 6 месяцев с учетом экспертизы). Это привело к массовым задержкам надбавок и создало барьеры в карьерном продвижении «неподтвержденных» кандидатов и докторов. Ожидание вялого росчерка «борца с плагиатом» на необходимых документах сменилось массовым сокращением ставок в вузах и реформой РАН, мягко говоря, затруднившими ученым работу по специальности в России. Зато текст их диссертаций сразу же после экспертизы кто-то заботливо размещал в «сети Интернет» и предлагал недорого приобрести всем желающим уже через 4 месяца после защиты авторов без их ведома.

Такое отношение к авторским правам не мешало г-ну Федюкину готовить стратегию в области интеллектуальной собственности – по мнению Валентины Матвиенко, «как с кулинарного техникума». Участвовал он и в рекламе «аудита ученых» за 90 млн рублей (результаты не опубликованы), и в лоббировании неизменно фокусировавшейся вокруг 5 млрд рублей суммы то на программу «Глобальное образование для россиян» (планировалось обучение юных госслужащих за рубежом с последующим преимущественным трудоустройством в органах госвласти и вузах), то на организацию электронного и дистанционного обучения соотечественников в странах СНГ и мигрантов. Организовал разработку концепции «Положения о порядке присуждения ученых степеней», пригласив и ректоров двух негосударственных вузов, где аспирантура не лицензирована и не аккредитована, а диссертационные советы отсутствуют (в том числе своего бывшего шефа г-на Гуриева). Ныне – эксперт форсайт-флота Агентства стратегических инициатив.

Г-н Гуриев, выпускник Московского физико-технического института, в 23 года становится кандидатом физико-математических наук, в 29 лет - доктором наук экономических. Апологет Сколкова, «электронного бюджета», «открытого правительства» и других «инновационных проектов». Член советов директоров нескольких крупных компаний с государственным участием, например Сбербанка. Ректор Российской экономической школы, арендующей площади Центрального экономико-математического института РАН и общежития АТиСО (бывшая Высшая школа профсоюзного движения ВЦСПС) до мая 2013 г. Оставил собственный вуз и студентов в разгар сессии и выпуска, предусмотрительно обзаведясь рабочей визой. Имеет возможность жить и работать в Париже с семьей. Участник разработки концепции реформы РАН и системы присуждения ученых степеней.

Эти ученые получили за государственный счет очень хорошее теоретическое образование. Только благодаря их прикладной разработке в виде проекта «Положения о порядке присуждения ученых степеней» новых образованных ученых в России не появится, а оставшиеся – не сохранятся. Зато университеты и исследовательские институты вынудят штамповать «ученых» без магистерского и аспирантского образования.

Чтобы этого не допустить, представителям институтов РАН совместно с квалифицированными экспертами в области образовательной политики необходимо разработать альтернативное и антикоррупционное «Положение о порядке присуждения ученых степеней» с учетом российских реалий.

Доктор экономических наук, доцент Светлана Шендерова, специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях