Только 37% родов в России в 2012 году прошли без осложнений. 38% детей родились до срока. Согласно статистике, представленной сотрудником Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН А. Барановым, только 18-20% детей рождаются у нас здоровыми, у 30% выявлены генетические нарушения. Что же делать семьям, в которых ребёночек поторопился появиться на свет?
Только 37 % родов в России в минувшем, 2012 году, прошли без осложнений. 38 % детей родились до срока. Согласно статистике, представленной сотрудником Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН Александром Барановым, только 18-20% детей в России рождаются здоровыми, у 30% выявлены генетические нарушения. Что же делать семьям, в которых ребёночек чересчур поторопился появиться на свет?
Если ребёнок родился недоношенным или с ограниченными возможностями, и обыкновенные человеческие функции ему даются с трудом — такому ребенку требуется более пристальное внимание и трепетное отношение, нежели обычным детям. Современные научные исследования во всем мире показывают критическое значение первых трех лет жизни в развитии такого ребенка. Поэтому семьям, где появился такой малыш, не надо паниковать и впадать в отчаянье, а просто нужно знать, что для таких детей существуют программы раннего вмешательства, абилитации. Даже заместитель председателя комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Любимов, выступая на открытии недавней международной научной конференции «Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению», отметил важность информирования родителей о существовании программ раннего вмешательства для детей первых трех лет жизни.
Итак, основная цель данных программ - как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ему и его семье. Программы раннего вмешательства охватывают период с момента рождения ребенка (иногда даже с момента пренатальной диагностики) до достижения им возраста, когда он должен идти в детсад. В некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста.
В задачи этих программ входит нормализация жизни ребенка и его семьи - за счет создания нормальных ритмов и условий жизни, условий для развития ребенка и комфортного общества вокруг него. А также максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребёнка. Для таких детишек и их родителей проводятся индивидуальные или групповые занятия, во время которых у малышей стараются развивать все навыки, которые необходимо освоить ему до трёх лет жизни.
А именно: под контролем специалистов малышам помогают учиться ползать, ходить, дотягиваться до игрушек, развивая тем самым двигательные навыки. Играя, взаимодействуя с другими людьми, дети осваивают эмоциональные навыки. Ребёнок обучается через игру: играя, он учится познавать окружающий мир и общаться. При этом он неосознанно становится заинтересован в процессе своего развития. Здесь же деток учат слушать обращённую к ним речь, понимать её и разговаривать, это способствует развитию коммуникативных навыков.
Когда ребёночек уже родился и есть подозрения, что у него имеются какие-либо отклонения, лечащий врач обязан проинформировать родителей о существовании программ раннего вмешательства и организациях, которые занимаются этим. Если лечащий врач не в состоянии поговорить с родителями на эти темы (не каждый способен озвучить «проблемную новость»), то он звонит психологу, работающему в организации, занимающейся абилитацией. Психолог подъедет и поможет родителям больного ребёнка, также предоставит им информацию о программах и организациях.
После этого родители будут официально направлены в самое ближайшее к их месту жительства отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет. Это самый идеальный вариант в данной ситуации. Если подозрения у родителей возникли сами собой, то следует немедленно обратиться к врачу или позвонить в центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, где имеется отделение раннего вмешательства.
Бывают случаи, когда нарушения у ребёнка замечают не сразу. И родители в первую очередь начинают искать ответы на свои вопросы в Интернете. Как правило, они наталкиваются на сайт Института раннего вмешательства. Бесплатно Институт оказывает информационную поддержку (все остальные услуги, к сожалению, — на коммерческой основе). Но его сотрудники тоже могут направить родителей в ближайшее для них отделение раннего вмешательства, где программы по абилитации будут осуществляться бесплатно.
Санкт-Петербург был первым регионом в России и странах СНГ, где по инициативе городского правительства в тесном сотрудничестве между российскими и международными научно-исследовательскими и практическими государственными и негосударственными организациями с начала 90-х годов стали развиваться программы раннего вмешательства. И сейчас в нашем городе достаточно успешно функционирует система служб раннего вмешательства для детей в возрасте от 0 до 3 лет, входящих в группу биологического и социального риска, и детей-инвалидов. Отделения раннего вмешательства предусмотрены в структуре Центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. Такие отделения действуют в 13 районах города. В прошлом году они обслужили 1 069 детей.
Павел Давидовский, для «Фонтанки.ру»