Город не оставляет планов по запуску трамвайной линии от «Старой деревни» до «Приморской» через Елагин остров. Этот маршрут, в числе прочих, руководство «Горэлектротранса» презентовало губернатору Георгию Полтавченко, который 11 июля посетил трампарк на Васильевском острове. На предприятии говорят, что, согласно проведенным исследованиям, линия будет востребована пассажирами.
О планах Смольного по запуску трамвайной линии через Елагин остров впервые стало известно осенью 2011 года: тогда соответствующий проект на выставке «Дороги. Мосты. Тоннели» показал комитет по развитию транспортной инфраструктуры (http://www.fontanka.ru/2011/09/21/131/). Но затем профильные чиновники заявили, что речь идет лишь об идее, перспективной проработке, которая, скорее всего, не будет реализована. Однако, судя по всему, город так и не отказался от нее. 11 июля трампарк на Васильевском острове, где находится Музей электрического транспорта, посетил губернатор Георгий Полтавченко. Представители ГУП «Горэлектротранс» подвели его к стенду, на котором была размещена схема развития маршрутной сети трамвая. В числе прочих на нее была нанесена линия от станции метро «Старая деревня» до северной части Васильевского острова.
Трассировка маршрута, представленная «Горэлектротрансом», практически не отличается от того, что в свое время демонстрировал комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Линия будет начинаться от станции метро «Старая деревня», где сейчас расположено трамвайное кольцо. Отсюда составы пойдут прямо на Елагин остров – на территорию Центрального парка культуры и отдыха имени Кирова. Скорее всего, для запуска линии на Елагином придется построить несколько мостов, по которым и проследует трамвай: остров буквально изрезан небольшими озерами, и пустить рельсы в обход практически невозможно.
Выйдя на южный берег ЦПКиО, состав пойдет дальше на Крестовский остров, который, судя по схеме, пересечет по Рюхиной улице (огибает Приморский парк Победы с восточной стороны). В варианте, который в свое время готовил комитет по развитию транспортной инфраструктуры, линия с Крестовского шла на Петровский остров. У «Горэлектротранса» она просто прорезает Малую Неву и тянется на Васильевский, даже не заходя на Петровский. Обе версии объединяет одно – нерешенность вопроса с переправой через реку. Как говорят эксперты, здесь есть два пути: либо пустить трамваи по мосту через остров Серный, либо построить отдельную переправу, что, однако, грозит бюджету серьезными тратами.
На Васильевском острове линия соединяется с путями, которые проходят по Наличной улице. Предполагается, что отсюда трамваи пойдут по Среднему проспекту, а оттуда, по Тучкову мосту, – на Петроградский остров. Как говорят в «Горэлектротрансе», в свое время специалисты Архитектурно-строительного университета проводили экономический анализ данного проекта. В итоге ученые пришли к выводу, что линия будет востребована среди пассажиров, которые смогут из Приморского района в кратчайшие сроки добраться до Васильевского острова и центра города. При этом в ГУПе отмечают, что представленная губернатору трассировка – весьма условная.
Отметим, правда, что, по планам города, к 2018 году «зеленую» линию метро планируется продлить от «Приморской» к станции «Улица Савушкина», которая будет находиться в районе пересечения Яхтенной с Савушкина. Промежуточной будет станция «Новокрестовская» рядом с новым стадионом «Зенита». Общая стоимость проекта – 25 млрд рублей, 12,5 будет выделено из федерального бюджета. Таким образом, эта ветка частично решит те транспортные проблемы, из-за которых «Горэлектротранс» предлагает построить линию через Елагин. Впрочем, специалисты в области городского транспорта отмечают, что линии метро всегда следует дублировать маршрутами наземного транспорта, которые, в силу естественных причин, имеют больше остановок, нежели подземка.
Хотя на пути реализации этого проекта могут возникнуть другие, более серьезные препятствия. Как уже указывала «Фонтанка», вести строительство на Елагином острове будет весьма проблематично, так как парк считается объектом культурного наследия федерального значения. К охраняемым элементам относится и планировка острова, поэтому любое изменение в рисунке аллей попросту недопустимо. Кроме того, ЦПКиО относится к зеленым насаждениям общего пользования (ЗНОП), и никакое строительство объектов транспортной инфраструктуры в нем невозможно.
Помимо линии через Елагин, «Горэлектротранс» показал губернатору Георгию Полтавченко и ряд других перспективных маршрутов. О некоторых из них чиновники уже много раз рассказывали, например – о выделенной трамвайной линии от Купчино к Колпино и от Рыбацкого к Колпино. Были и новые предложения: линия от Наличной к Мичманской улице и «Морскому фасаду», линия по улице Салова, а также по Лиговскому проспекту на участке от Московского до Расстанной и т.д.
Глава города, в свою очередь, сообщил, что эти предложения нужно сначала наложить на существующую схему развития общественного транспорта, одновременно выразив сомнения в необходимости возрождать трамвайное движение в центре города. Отметим также, что за последние три года Смольный много раз презентовал глобальные планы по развитию трамвайной сети. Однако реализован был только один проект – на Садовую вернулся маршрут №3, да и то на укороченном маршруте от Сенной до площади Репина. Все остальное так и осталось на бумаге.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»