Есть масса составляющих, оказывающих влияние на то, как нас воспринимают окружающие. В развлекательных программах ТВ мы часто видим, как можно преобразить человека, поменять представление о нем, а возможно, изменить его жизнь и судьбу. Стоит ли пренебрегать этой возможностью, если мы хотим быть успешными в личной жизни, на работе, в социальном общении?
Есть масса составляющих, оказывающих влияние на то, как нас воспринимают окружающие. В развлекательных программах ТВ мы часто видим, как можно преобразить человека, поменять представление о нем, а возможно, изменить его жизнь и судьбу. Стоит ли пренебрегать этой возможностью, если мы хотим быть успешными в личной жизни, на работе, в социальном общении?
И все-таки встречают «по одежке»
«Имидж — это искусство управлять впечатлением», — сказал известный американский социолог Эрвинг Гоффман. И что ни говори, а первое мнение о человеке складывается от того, как он выглядит. Тем более, если вы хотите с кем-то познакомиться и устроить свою личную жизнь или собираетесь найти хорошую работу - здесь имидж приобретает первостепенную важность.
Нас оценивают, но и мы оцениваем. Например, станете ли вы доверять рекомендациям врача-диетолога, который страдает лишним весом? Сядете ли в кресло к парикмахеру, волосы которого неряшливо покрашены? Отдадите ли ребенка к логопеду, который, как в фильме «По семейным обстоятельствам», ведет диалог с ребенком: «Фефочка, скажи ыба». - «Селедка»? Вряд ли...
Только не говорите, что для вас важно исключительно внутреннее содержание, а остальное не имеет значения. Мы воспринимаем имидж человека на подсознательном уровне, не отдавая себе отчета в том, почему он нам нравится или не нравится, почему вызывает доверие или нет. Потому что имидж — это визитная карточка, тот образ, который мы предъявляем людям. «Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим, — говорит доктор экономических наук, профессор Михаил Гончаров. — Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать больше достоинств, так как он вызывает у нас положительные эмоции. Такого человека мы оберегаем, не допускаем плохих мыслей о нем. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки».
Если у вас нет амбиций...
Некоторые свойства внешности мы получаем от рождения: рост, телосложение, черты лица. Но большинство внешних характеристик зависит от нас самих — от того, насколько мы себя уважаем и как хотим позиционировать себя в социуме. И речь вовсе не о пластической хирургии. Все гораздо проще, достаточно лишь проявлять внимание к тому, как мы выглядим.
Впрочем, есть индивиды, которым это безразлично. «Люди с более низким чувством самоконтроля меньше озабочены тем, что о них думают окружающие», — считает американский психолог Дэвид Майерс. Но если вам без разницы, какое впечатление вы производите на окружающих, тогда будьте готовы к тому, что и к вам будет соответствующее отношение. Разве будут высоко ценить человека, не способного контролировать себя? Разве он получит повышение по службе, станет пользоваться уважением окружающих? Вряд ли. Ведь безразличие к тому, как тебя воспринимают, говорит об отсутствии амбиций. А если у тебя нет амбиций, довольствуйся тем местом, которое останется после того, как лучшие места займут другие.
Впрочем, даже если человек обладает заурядными внешними данными, он все равно может выглядеть привлекательно и располагать к себе. Все дело в ухоженности. Она говорит о самоуважении.
Что же входит в требуемый минимум? Идеально чистая, отутюженная одежда, вычищенная обувь, ухоженные руки, свежевымытые волосы, приятный запах, исходящий от человека. Даже предвижу, как кто-то скажет, что все это банальность, поскольку всем известно. Но тогда почему у нас в общественном транспорте так плохо пахнет? А разве мало мы встречаем людей с плохими зубами, немытыми волосами, обкусанными или грязными ногтями, несвежим запахом изо рта (увы!). Разве мало женщин вместо прически носят наспех закрученный хвостик, не пользуются косметикой?..
Невнимание к своему внешнему облику подчас выдается за погруженность в «богатый внутренний мир». Но почему же тогда многие из этих женщин-скромниц с богатым внутренним миром одиноки, почему их не приглашают на свидания? Внешность важна, пусть даже вам тысячу раз скажут: «Главное, чтобы человек был хороший!» Человек должен быть хорошим, да. Но вдобавок к этому еще и привлекательным, следящим за собой.
Известный американский социолог Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» написала, что у них в некоторых фирмах (хотя вслух об этом и не говорят) стараются не брать на работу кандидатов с лишним весом или не выдвигать тучных работников на высокие должности. О важности имиджа говорит и профессор Михаил Гончаров: «Человека в очках окружающие воспринимают как более начитанного и образованного. Некоторые люди с отменным зрением (особенно японские бизнесмены) специально носят очки без диоптрий, стараясь таким образом повысить свой имидж».
Вы можете быть в поношенных джинсах, если...
Но из любого правила есть исключения. Если вы Рокфеллер, Билл Гейтс или нобелевский лауреат, то у вас уже есть громкое имя. Все вас знают, и вам не надо никому ничего доказывать. Поэтому забота об имидже как о визитной карточке, вам ни к чему. Можете расслабиться и носить то, что вам заблагорассудится.
Однако большинство американских миллионеров не любят шиковать. Они покупают костюмы максимум за 400 долларов, обувь за 150, на часы тратят не более 250 баксов. Для людей, обладающих огромным состоянием, это более чем скромно. А вот адвокаты, врачи, юристы и топ-менеджеры крупных компаний любят пустить пыль в глаза, поэтому предпочитают покупать дорогую одежду и шикарные авто с наворотами.
Богатые немцы тоже очень просто одеваются. Их внешность не бросается в глаза, для них гораздо важнее быть, чем казаться. Строгий костюм с галстуком они надевают только на переговоры. А бизнесмены средней руки носят дорогие костюмы, шикарные галстуки, золотые часы Rolex и ездят на авто последних моделей. Пока они еще не достигли высших социальных ступеней, для них важнее казаться, чем быть.
Детали мужской одежды, которая бросается в глаза
Длина брюк. Слишком короткие брюки делают облик мужчины неконкурентным. В таких брюках представитель сильного пола становится похожим на дачника-пчеловода, облик которого несовместим с деловой жизнью. Пусть лучше брюки будут слегка небрежно наплывать на туфли, нежели чересчур короткими.
Расстегнутые пуговицы сорочки. Если у полного мужчины рубашка трещит по швам и пуговицы на животе расходятся, то это тоже производит неприятное впечатление. Покупайте сорочки на размер больше (они иногда садятся после стирки). Пару расстегнутых на груди пуговиц могут позволить себе лишь атлетически сложенные мужчины с безупречной фигурой.
Длина рукавов пиджака, куртки. Здесь обе крайности нежелательны. Слишком короткие рукава и слишком длинные выглядят одинаково плохо. Покупая пиджак или куртку, обязательно проверьте длину рукавов в движении.
Ремень брюк, спущенный ниже живота. Если ремень не держится на талии из-за слишком больших объемов, а все время сползает вниз, носите подтяжки, сейчас в продаже есть много симпатичных моделей. С подтяжками вы будете выглядеть более корректно, чем с ремнем, который прячется под животом.
Нечищеная обувь. Помните Катю Тихомирову, героиню фильма «Москва слезам не верит»: «Терпеть не могу, когда у мужика нечищеная обувь!»? Люди видят ваши ботинки и туфли издалека: если они потертые, с заломами, да еще и не вычищенные до блеска, то впечатление о вас сразу снижается.
Так уж получилось, что в статье больше говорится о мужчинах. Российские женщины по большей части все-таки стараются следить за собой, а вот с мужчинами дела обстоят не столь радужно. Поэтому советы обращены в основном к ним.
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»