Петер Вестербака, вице-президент компании Rovio – создателя Angry Birds, в интервью Фонтанке.fi о том, почему полезны игры, как злые птицы помогают выводу финской экономики из кризиса, стоит ли бороться с пиратством и почему Rovio идет против тренда «дигитализации» бизнеса.
- Как так вышло, что финны любят игры?
- Я считаю, что значительную роль сыграла финская система образования: у каждого достаточный уровень базовых знаний, что представляет отличную основу для креативной индустрии. Кроме того, Суоми – маленькая страна с небольшой экономикой, которой приходится быть открытой влияниям извне. У нас дети растут на американских телешоу и сериалах, впитывая глобальную поп-культуру и, как следствие, создавая свою. Понимание глобальной поп-культуры очень важно, если вы занимаетесь созданием продукта для глобальной индустрии развлечений.
- Многие эксперты связывают резкий скачок в игровой индустрии с кризисом сдающего свои позиции флагмана финской ИТ-отрасли – Nokia.
- Рост игровой индустрии, который мы сейчас наблюдаем, на самом деле имеет очень мало общего с кризисом корпорации Nokia. Финны создают компьютерные игры уже более 20 лет и один из драйверов развития индустрии – большой отраслевой форум Assembly, который проходит каждый август в Хельсинки. Мероприятие собирает порядка 6000 человек, все играют, создают демо-игры, тут же их обсуждают. Это отличная возможность собраться вместе талантливым профессионалам игровой индустрии и графики. Assembley – гигантская концентрация талантов и источник развития отрасли.
Проблемы Nokia высвободили много квалифицированных инженеров, профессионалов мобильной индустрии, с этим я спорить не буду, но кризис в Nokia – всего лишь один из факторов. Игровую отрасль Финляндии уже много лет создавали сначала компании, производившие игры для игровых консолей и компьютеров, – Remedy, Housemark и другие. Они на рынке с тех пор, как появились домашние компьютеры. Сегодняшний успех – дело не одного дня, а результат длительного развития.
- Вы сами поддерживаете стартапы?
-Да, мы активно сотрудничаем с местными стартапами, и чем дальше, тем больше это сотрудничество становится международным. Через дорогу от нашего офиса находится штаб-квартира проекта Start-up Sauna, который уже давно перерос за рамки чисто финского предприятия: в нем участвуют компании из Северной Европы, стран Балтии, России, Китая. Я уже давно говорю, что мы работаем в основном с соседями, а наши соседи – Россия и Китай. Многие не осознают, но посмотрите, это же очевидно: сразу за финской границей находится крупнейший интернет-рынок Европы – Россия, а чуть подальше за углом – Китай – просто самый большой рынок всего, чего угодно. Я сам летаю в Пекин пару раз в месяц.
Я один из тренеров в Start-up sauna, мы активно работаем с нашими местными начинающими компаниями, а Start-Up Sauna, в свою очередь, помимо Северных и Балтийских стран, активно работает в России и странах СНГ. Для нас поддерживать контакты со стартапами - жизненно важно, потому что именно там можно найти самые талантливые кадры с правильной мотивацией и отношением к делу и перспективные компании, которые можно приобрести целиком. Так что быть частью этого сообщества, развивать игровую экосистему для нас необходимо.
- Стартап – это прежде всего готовность рискнуть. Однако всего 5 лет назад социологические исследования показывали, что финская молодежь предпочитает собственному бизнесу работу в крупных стабильных компаниях.
- Отношение меняется, мы сами работаем над переменами. Университет Aalto, Start-Up Sauna – все это способствует развитию предпринимательского духа. Мы поддерживаем фестиваль Slush - одно из крупнейших событий подобного рода в мире, уже 6 лет каждый ноябрь (в этом году 13-го и 14-го числа) в Хельсинки собираются сотни стартапов, тысячи предпринимателей – безусловно, оно тоже играет огромную роль в пропаганде предпринимательства и самой идеи создания собственного бизнеса. В прошлом году часть фестиваля показывало финское телевидение в прямом эфире в прайм-тайм, приехал премьер-министр Юрки Катайнен, министры Александр Стубб и Йан Вапаавуори.
Я уверен, что мы должны гораздо активнее сотрудничать с Россией в области старт-апов, чем получается сейчас. Думаю, правительства по обеим сторонам границы в курсе, что именно стартапы особенно важны для будущего экономики и будущего предпринимательства: не только на уровне малого бизнеса, но и в рамках больших компаний, которые должны поощрять инициативу своих работников. В итоге самым важным оказывается отношение и стремление достигать успеха. Самое ценное в стартапе – страсть. Если удается перенести эту страсть на более серьезных игроков – шансы на успех значительно возрастают, именно поэтому экосистема стартапов так важна для экономики в целом, для ее будущего. А страсть – заразительна, и это хорошо. Так что положение рядом с Россией и недалеко от Китая для Финляндии – отличная возможность.
Для России стартапы – тоже серьезный шанс, нельзя же вечно строить экономику только на газе и нефти. Если мы посмотрим на несырьевые отрасли российской экономики, мы найдем там достаточно историй успеха: "Яндекс", "Mail.ru". Я уверен, они не последние. Именно в этой области мы можем отлично сотрудничать, совмещая финские знания в области маркетинга и брендинга и российское знание технологий. Я был бы рад видеть еще более активное сотрудничество российских и финских стартапов, чем есть сейчас, – у такого партнерства огромный потенциал.
- Российские стартапы все больше пользуются финской системой государственной поддержки – вы не возражаете, что в том числе и ваши налоги идут на развитие нефинского бизнеса?
- Ну и хорошо! Если завтра сюда придут тысяча российских стартапов, я только счастлив буду. Имея под боком самый крупный рынок в Европе, было бы неправильно не использовать его потенциал. Успех Rovio и Supercell делает всю экосистему сильнее и привлекает новых игроков.
- Angry birds уже давно перестала быть только игровой компанией: всего за полчаса в супермаркете я нашла брендированный кофе, косметику, лимонад и игрушки. Как вы выбираете партнеров, которые делают товары под брендом Angry birds?
- В Rovio мы прежде всего стремимся доставить удовольствие нашим фанатам – соответственно и выбираем товары и услуги. Мы хотим быть частью повседневной жизни наших поклонников! Кофе, напитки и косметика – отличный старт, но я уверен, мы можем гораздо больше. В Финляндии есть традиции подобного рода бизнеса – Moomin characters, например, занимаются этим уже много десятков лет.
- Как вы контролируете лицензиатов и качество брендированных товаров?
- Контроль очень строгий, кроме того, мы работаем с надежными и профессиональными партнерами: Paulig производит кофе уже много десятков лет, и они знают, как делать хороший кофе; Lumene делает прекрасные косметические продукты, поэтому мы выбрали их; Olvi давно на рынке напитков, и потребители любят их продукцию. Мы выбираем лучших игроков в своих отраслях – это один из способов гарантировать стабильное высокое качество. Наш партнер по строительству парков развлечений – финская компания Lappset. Они уже почти полвека занимаются конструированием и строительством детских площадок. Настольные игры для нас делает финская же компания Tactic – они 40 лет на рынке и прекрасно себя зарекомендовали.
- Похоже, вы отдаете предпочтение финским компаниям.
- Да, среди наших партнеров много финских компаний, с ними проще найти общий язык, ведь они здесь рядом расположены и делают качественные товары. У нас почти в каждой стране есть партнеры: мы совсем недавно анонсировали крупный контракт с одним из глобальных лидеров в производстве игрушек – компанией Hasbro. Мы работаем и со шведским концерном H&M.
Rovio заставляет партнеров работать более активно и делать больше: многие из них, особенно здесь, в Суоми, много лет отлично ведут бизнес, но до сих пор не решались, к примеру, выйти на китайский или российский рынок, мы их стимулируем мыслить более глобально, быть более амбициозными. Кроме того, мы во многом служим для них инструментом, который открывает новые рынки и предлагает отличный маркетинг их продуктам.
- Что приносит компании больше прибыли: собственно игры или продажи лицензированных товаров?
- Оба направления очень прибыльны. По итогам прошлого года 45% нашего бизнеса было именно в потребительских товарах. Я давно говорю, что через несколько лет более половины нашего бизнеса будет занято не виртуальным, а вполне реальными товарами и услугами. Многие компании сейчас «оцифровывают» свой бизнес, мы идем против тренда – переводим свой бизнес из виртуального в реальный.
- Как Rovio борется с многочисленными подделками?
- Хорошо, что нас подделывают, – я так считаю. Было бы гораздо хуже, если бы подделок не было вовсе – ведь это означает, что всем все равно! Мы самый подделываемый бренд в Китае, следовательно – самый любимый бренд! Действительно, это проблема, особенно если подделки небезопасны, но остановить пиратство невозможно. Компании, гораздо большие, чем Angry Birds, тратят миллионы на армию адвокатов и юристов, и то у них ничего не получается – подделки все равно на рынке. Мы стараемся учить наших поклонников, предлагать им лучшее качество, лучшие услуги по разумной цене, тем самым боремся с причинами, по которым люди покупают контрафакт. Это часть бизнеса, с ней надо жить. Выиграть войну с пиратством легальными способами невозможно.
- Не страдает ли Rovio от «синдрома второго альбома», выпустив один мегахит?
- Нет, нас такой синдром не беспокоит. Мы не чисто игровая компания – мы производим игры, фильмы, книги. Вспомните Микки-Мауса: первый черно-белый мультик появился в 1928-м, прошло 80 лет, он до сих пор популярен. Hello Kitty – то же самое, продается с 1974 года, не теряет популярности. Мы еще очень молодая компания, так что у нас еще все впереди. Мы не на 100 дней проект рассчитываем, а на 100 лет.
- Как насчет тех, кто потерял работу из-за "птиц"?
- Я уверен: играть в игры – полезно, это разгружает мозг и делает всю вашу работу более продуктивной. Да, игры могут стать зависимостью, но это хорошая зависимость – не наркотики же.
В Forbes пару лет назад была статья, где сравнили, сколько часов люди проводят, играя в Angry Birds, а сколько – перед телевизором, оказалось 2 и 159 часов в месяц соответственно. Ну и на скучной встрече всегда есть чем себя занять. Премьер-министр Медведев даже поблагодарил меня за то, что теперь российским чиновникам наконец есть чем заняться.
- Какие дальнейшие планы у Angry birds в России?
- Да у нас в России много планов: мы в этом году участвуем в празднике выпускников в Москве. Мы хотим присутствовать в каждом российском городе. Но у нас все еще впереди. И Россия – один из наших приоритетов. Рассматриваем предложения ретейлеров по открытию фирменных магазинов. Мы планируем и локализацию продукции – Angry birds в России должны быть такими же русскими, как сами русские!