Легендарная минералка, а следом – старые добрые "Киндзмараули", "Хванчкара", "Алазанская долина" и "Саперави" возвращаются. Ещё в апреле главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил, что качество грузинской продукции так сильно выросло, что теперь её можно давать российскому потребителю. Привыкшему к качеству наивысшему. О том, что изменилось в грузинских напитках и в самой Грузии – в репортаже "Фонтанки" из Тбилиси и Боржоми.
Аэропорт в Тбилиси новый и очень европейский. Женщинам с чемоданами помогают охранники с улыбкой Дато Туташхиа. Под мышкой у них короткоствольные автоматы. На выходе из здания – машина наблюдателей Евросоюза. Только это и напоминает о том, что происходило в Грузии в последние годы.
В 2004-м Грузия начала оживать после событий 90-х. В 2006-м Россия ввела запрет на ввоз вина и минеральной воды. Это был удар ниже пояса: экономика Грузии во многом держалась на винах, минералке и фруктах, и их экспорт на 80 процентов зависел от России. Те заводы, что выстояли после объявления эмбарго, нашли новые рынки сбыта и через 2 года начали приходить в себя. К лету 2008-го.
– Ми вас, русских, очень лубим, – одновременно искренне и как-то осторожно, глядя прямо в глаза, говорит старик, запускающий канатную дорогу в Тбилиси. – Ми – братья, а асталноэ – палытика.
Страна побеждённой бюрократии
Грузины к нам приехать не могут: официально им визу не дают, а неофициально за неё "русские братья" возьмут от пятисот до полутора тысяч долларов. Для Грузии, где средняя зарплата 250 долларов и дорогих машин почти не встретишь даже в столице, это огромные деньги.
Зато для россиян Грузия открыла безвизовый въезд. В этом любви и расчёта поровну: стране, у которой главное богатство – солнце, горы, море и воздух, нужны туристы. Впрочем, в Грузию в последние годы пошёл поток гостей не только из России. Саакашвили делал ставку в первую очередь на туризм, при нём проложили отличные дороги, перестроили аэропорт, открыли сетевые отели. И теперь в этих отелях к завтраку спускается целый интернационал: слышится английская речь, немецкая, французская, китайская.
В туристических городах обычным гражданам за счёт государства отремонтировали дома. Не только фасады, но и изнутри, чтобы люди могли сдавать комнаты гостям. Этот бизнес начал процветать. Сегодня снять комнату с кухней, душем и отдельным входом в местечке вроде Боржоми можно за 50 лари, по-нашему – около 900 рублей в сутки.
В Грузии предельно упрощено создание собственного дела: регистрация фирмы занимает полчаса. Вместе с налоговыми льготами это здорово помогает малому бизнесу, в частности – туристическому. Грузия – вообще страна побеждённой бюрократии: в тбилисском Едином центре госуслуг можно получить любой документ, от жилищной справки до водительских прав, за 10 минут. И даже полиция в этой стране прозрачная. Как в переносном смысле, так и в прямом: участки построены из стекла, и всё, что происходит внутри, видно с улицы.
Благодаря такой экономической тактике в городах возникло несметное число маленьких отельчиков, сувенирных лавчонок с рогами для вина и папахами из козьих шкур. Пооткрывались рестораны: грузинское "немного покушаем" требует больших столов. По вечерам там поют народные песни и танцуют народные танцы. В черкесках, с кинжалами. И всё это не отдаёт дешевой экзотикой, потому что трепетное отношение грузин к традициям очень органично и очень далеко от "хачапурного" патриотизма. Каждый их шаг наполнен достоинством.
К Тбилиси стало возвращаться его благородное очарование, которое когда-то влекло сюда гостей. На берегах Куры устроена подсветка, и ночью, когда не видно, что многие дома ещё стоят с перекошенными рамами, а раны на стенах словно перебинтованы вьющимся виноградом, город кажется вечно праздничным. Хотя несколько лет назад здесь не в каждом доме было электричество, а зимой не работало центральное отопление.
Только одно здание в эту гармонию не вписывается: высоко, на вершине Мтацминды, сверкает, приплюснутый круглой вертолётной площадкой, угловато-бетонный дворец бывшего московского миллиардера и нынешнего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили.
Возвращение легенды
Русских туристов в Грузии много. Отправляясь домой, они сдают в багаж чемоданы, в которых бутылки с вином, упакованные в картон ещё в магазине, для сохранности укутаны в штаны и рубашки. Девушка на стойке регистрации автоматически клеит на эти чемоданы этикетки "Fragile!" ("Хрупкое!"). Такой "экспорт вина в Россию" здесь поставлен на поток.
Грузинское вино не спутаешь ни с чем. Виноделы объясняют, откуда этот вкус: виноград не перемалывают в машине, как у европейцев, а давят по старинке. Иначе, говорят, косточки тоже перемалываются и дают вину горечь. А горечи Грузия и так наглоталась.
Свёртки с вином в чемоданах переложены чурчхелой и пластиковыми бутылками с "Боржоми". Вряд ли из Италии в Россию везут "Сан Пеллегрино". А "Боржоми" из Грузии – везут. Легендарную минералку не забывали все эти 7 лет.
Когда-то в СССР боржом стал именем нарицательным. Говорят, что Гагарин, прилетев из космоса, первым делом попросил: "Попить бы "Боржоми". Георгий Товстоногов сидел на репетициях в неизменном кресле 12-го ряда с неизменным "Боржоми". Тарковский в "Солярисе" не захотел убрать из кадра бутылку с этикеткой "Боржоми". Может, всё это и легенды, но минералка такими легендами обросла. Её в СССР действительно пили много и с удовольствием: к 1980 году производство "Боржоми" дошло до 400 миллионов бутылок в год. Развалился Союз, Россия ссорилась с Грузией, но боржом оставался.
В феврале 2006 года отношения между двумя бывшими братскими республиками снова обострились. Весной Роспотребнадзор заявил, что обнаружены пестициды в грузинских винах. Их ввоз запретили. Потом дошло и до "Боржоми": в Москве было задержано 16 тысяч литров воды, которая, как заявлялось, не соответствовала "требованиям ГОСТа по органолептическим и физико-химическим показателям". Позже была изъята партия контрафактного напитка, и доводы о том, что подделка – российского разлива, Геннадия Онищенко не убедили. В мае 2006-го эмбарго распространилось на "Боржоми".
К этому моменту у "Боржоми" было 9 золотых медалей за качество. По горькой иронии, 10-ю медаль вода получила в России через месяц после введения запрета. Жюри определяло победителя методом "слепого теста", не зная, за кого голосует. Говорят, что председателя комиссии сняли через 2 дня.
В конце 2012 года на парламентских выборах в Грузии победила партия Бидзины Иванишвили. А не любимый российскими властями Саакашвили, наоборот, проиграл. Это чудесным образом повлияло на качество грузинской сельхозпродукции. К апрелю 2013-го вина вдруг очистились от пестицидов, боржом по органолептическим и физико-химическим показателям стал правильным, и Онищенко разрешил продавать их России.
– Мы уже поставили в Россию 2 миллиона бутылок, – рассказал "Фонтанке" генеральный директор компании IDS Borjomi Russia Александр Жаданов. – Ещё 3 миллиона бутылок находятся в пути. В июле мы рассчитываем отгрузить 5 миллионов. И все поставки распределены по магазинам – вплоть до сентября.
Лекарство для генеральской дочки
Завод когда-то построили рядом с источником, открытым случайно в конце XIX века. Есть легенда, будто великий князь Михаил Романов, брат царя Александра, решил разбить парк близ города Боржоми. Во время лесозаготовок солдаты обнаружили в горах горячий источник. И те из них, кто мучился желудком, выздоровели. В это время в Тифлисе наместником русского царя сидел генерал Евгений Головин. Дочка у него тоже страдала желудочными болями. Узнав о целебном ключе, он повёз девушку в Боржоми, и она тоже выздоровела. Тогда, говорят, наместник и построил завод по производству минеральной воды. В 1890 году была выпущена первая бутылка "Боржоми". Старое здание, где воду разливали вручную, сейчас пустует. Владельцы завода начали внутри реставрацию, чтобы восстановить ручное производство и водить экскурсии.
В 1900 году завод выпустил первый миллион бутылок. В 1907-м "Боржоми" получил Гран-при на выставке в бельгийском городе Спа. В 1909-м продали 9 миллионов бутылок, три четверти – за границу. В России тогда было мало брендов с таким экспортным потенциалом. В Советском Союзе ГОСТ на минводы разрабатывали на основе "Боржоми". К 1961 году СССР поставлял "Боржоми" в США, Францию и Австрию.
Неизвестно, сколько правды в легенде о генеральской дочке с больным желудком. Но источник в Боржоми действительно обладает уникальными свойствами. Вода рождается в вулканических породах на глубине 8 километров и по трещинам поднимается к поверхности земли только за счёт собственных газов. По пути она обогащается минералами, их сочетание даёт и тот вкус, к которому привыкли почитатели, и те целебные свойства, благодаря которым эту воду в СССР продавали в аптеках.
Считается, что боржом нормализует обмен веществ, снимает похмелье, способствует похуданию, он неоценим для страдающих диабетом, а как щелочная вода полезен при повышенной кислотности желудка. Его относят к лечебно-столовым водам, которые не нужно внимательно дозировать (как просто лечебные), поэтому можно смело пить литрами. Всё это верно, если вода подлинная.
Сорок первые
Геннадий Онищенко, запрещая "Боржоми", говорил, что напиток поддельный и вообще некачественный. Что касается качества, так оно, заверил "Фонтанку" генеральный директор компании IDS Borjomi Georgia Заза Киквадзе, не менялось все 123 года существования "Боржоми" – ни в 2006-м, перед запретом, ни теперь, перед возвращением.
– С 1890 года на наших заводах проводятся регулярные исследования, которые подтверждают, что состав воды остается неизменным, – утверждает он.
Путь минеральной воды к нам начинается от источника в долине Боржоми. Над скважиной установлена цистерна. Вода в неё врывается под естественным напором. Здесь она всё ещё горячая, как под землёй: 38 - 40 градусов. Считается, что именно при такой температуре она особенно целебна. Но на вкус – словно тёплый железный гвоздь во рту держишь. Медики утверждают, что она и в холодном виде своих целительных свойств не теряет. К тому же холодная она просто вкусная. А для тех, кому охота лечиться горячей минералкой, в Боржоми строят курорт.
Из цистерны по трубопроводам вода мчится на завод. И по дороге немного сбавляет скорость, теряя часть природного газа. Поэтому в цехе её заново обогащают углекислотой. Газ, который добавляют на заводе, тот же самый, природный, что содержится в воде под землёй, его отдельно добывают.
Заводские корпуса старые, но владельцы обязаны сохранять их. Они реставрируют здания снаружи, а внутри поставили немецкие, итальянские и французские автоматические линии.
– Модернизация для нас – процесс перманентный, – говорит Заза Киквадзе. – Как только появляется более современное оборудование, мы его покупаем.
В стерильных цехах, куда можно входить только в одноразовых халатах, происходит самая зрелищная часть процесса. В невыносимо жарком помещении в вакуумный "шкаф" поступают небольшие зелёные "пробирки" с крышечкой. Под действием горячего воздуха они раздуваются, превращаясь в прозрачные бутылки. Со знаменитым символом Боржоми – оленем. И вода, уже обогащённая газом, разливается в полученные бутылочки. Потом автоматы завинчивают крышки, наклеивают этикетки, пакуют в полиэтилен обоймы по 4 - 6 бутылок. Дальше одни упаковки поедут по железной дороге в Прибалтику или Казахстан, другие – по морю в Израиль или США.
Недавно на заводе появились контейнеры для отправки в Россию. До 2006 года наша страна забирала 60 процентов всего "Боржоми". После ввода эмбарго компания нашла новые рынки, и сегодня вода поступает в 40 стран мира. Россия, которая когда-то была главным покупателем, теперь становится сорок первым.
Трижды в сутки воду подвергают лабораторным анализам. И так, утверждает Заза Киквадзе, было всегда, в том числе и в 2006 году, поэтому речи быть не может о том, что из Грузии шёл некачественный продукт. Правда, "Боржоми" могли подделывать в России, и господину Онищенко, видимо, просто не повезло нарваться на фальсификат. Но сейчас его от такой неприятности защитили.
– За последние 7 лет ни в одной стране, где продаётся "Боржоми", не было ни одного факта фальсификации, – заверил "Фонтанку" Александр Жаданов.
Подделывать "Боржоми" в его нынешнем виде, утверждает он, либо невозможно, либо невыгодно фальсификаторам. Бутылка и этикетка имеют такую сложную форму, что воспроизводить их ради подделки – себе дороже. Хотя на всякий случай компания поддерживает контакты с крупными стекольными заводами, чтобы те просигнализировали, если что. К тому же металлическая крышечка у "Боржоми" – с секретом: когда открываешь, пластиковый "поясок" под ней должен аккуратно разломиться на 3 части.
В Россию "Боржоми" будут поставлять в стеклянных бутылках по 0,33 и пол-литра и в пластиковых – по 0,5 и 0,75. Одну тару удобно нести в руке, другую не стыдно поставить на стол. О магазинных ценах на заводе говорят – 60 рублей за пол-литровую в стекле. Что будет в наших магазинах – посмотрим. В некоторых сетях "Боржоми" из первой партии уже есть.
До конца года завод планирует поставить в Россию 30 миллионов бутылок. Объёмы можно будет нарастить со временем. Но не до бесконечности: поскольку вода выходит из-под земли под естественным давлением, выкачать её больше, чем даёт источник, нельзя. Не исключено, что когда-то "Боржоми" на всех не хватит.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"