«Газета о газетах» и её главный редактор Мария Майорова обращаются с исками к «Новой газете». Причина — опубликованный расследовательский материал, в котором журналисты «НГ» показывают, что «Газета о газетах» не только рассказывает о провокациях против прессы, но прямо участвует в их организации. Об этом Мария Майорова рассказала на пресс-конференции. Её откровенность оценил корреспондент «Фонтанки».
«Газета о газетах» стала знаменитой в медиасреде в результате серии провокаций против журналистов и изданий, в числе которых «Форбс», «Новая газета», писатель и журналист Дмитрий Быков. Впрочем, в Союзе журналистов Петербурга узнали об этом СМИ раньше, осенью 2012 года, когда начали получать жалобы от его сотрудников, которые сетовали на недопонимание в финансовых вопросах — попросту говоря, по их словам, за работу в «Газете о газетах» им не заплатили.
Расследования «Новой газеты» и «Фонтанки.ру» выявили, что действия, направленные на дискредитацию СМИ, организованы группой хорошо знакомых между собой людей, которые уже израсходовали на эти цели миллионы рублей. Связь с возглавляемой Марией Майоровой редакцией прослеживалась и у таинственного бизнесмена Андрея Михайлова, и у главного пострадавшего «от недобросовестных изданий» Сергея Соловьева, и у петербургской пиарщицы Марии Купрашевич.
Участники этой группы впервые появились вместе на публике 26 июня на созванной ими пресс-конференции. В Агентство бизнес-новостей ответить на вопросы журналистов пришли Мария Майорова, главный герой публикаций последних месяцев Сергей Соловьев, а также взявший на себя ответственность за провокации с концертом Дмитрия Быкова в Нижней Туре и вымышленное интервью с Соловьевым в «Форбсе» Андрей Михайлов.
Мария Майорова — главный редактор
Мария Майорова сочла необходимым рассказать о главной задаче возглавляемой ей газеты - «писать о журналистах и о журналистике, о том, что недобросовестного там происходит». Лейтмотив — нельзя публиковать непроверенную информацию за деньги. Нельзя писать и говорить ложь. «Внимание уводится от основной проблемы: почему издания берут деньги и публикуют непроверенную информацию?» - вопрошала Майорова.
Об Андрее Михайлове
Журналисты согласились и попросили кое-что уточнить. На пресс-конференции Майорова сообщила, что Андрей Михайлов — её «личный знакомый», никогда не работавший в «Газете о газетах» и не имеющий отношения к редакционной политике. Представитель Союза журналистов Петербурга Марина Скалдина напомнила о разговоре в редакции «Газеты о газетах» в декабре 2012 года, когда Мария Майорова утверждала, что Андрей Михайлов представляет «Газету о газетах», занимаясь административными функциями.
Мария Майорова разговор вспомнила, но свои слова отрицала. Воспроизведенный фрагмент аудиозаписи показал, что главреду «Газеты о газетах» не чужды забывчивость или лукавство.
Мария Майорова не смутилась: «Наверное, я неправильно сделала, что так сказала, но сути это не меняет. Сказала и сказала».
Тот факт, что первым изданием, опубликовавшим в феврале 2013 года не проверенную и, как утверждает Сергей Соловьев, ложную информацию о нем, была «Газета о газетах», тоже не смутил: «А мы признали свою вину».
Об источниках финансирования
На вопрос о том, на какие деньги создается «Газета о газетах» (кроме интернет-версии, заявлен еженедельный тираж 60 тысяч экземпляров), Мария Майорова ответила так:
«Я много раз отвечала на этот вопрос. Я повторюсь. Это средства, которые принадлежат мне, членам моей семьи, моим друзьям. Кто эти люди? Это закрытая информация».
О Марии Купрашевич
О бывшем работнике возглавлявшегося Майоровой ООО «Принципиум» Марии Купрашевич, деятельность которой стала предметом журналистских расследований «Новой газеты» и «Фонтанки», бывший генеральный директор «Принципиума» вспомнила, что общалась с ней — когда размещала рекламу в «Новой». А вот собственная подпись в трудовой книжке Купрашевич Майорову не смутила: «Я никогда не брала таких людей на работу, единственная Мария в «Принципиуме» - это я».
Сергей Соловьев — главный пострадавший
Напомним — от имени «бизнесмена и политика» Сергея Соловьева организовывался концерт Дмитрия Быкова в Нижней Туре, его же не существующее интервью появилось в «Форбсе». Оскорбленный Соловьев, от которого, по его словам, после публикации ушла жена, подал на «Форбс» в суд. По данным же «Фонтанки», Сергей Соловьев не вполне откровенен в своих заявлениях: в распоряжении редакции имеются свидетельства, что концерт Быкова Соловьев посещал лично, вместе с Андреем Михайловым.
Разговор на пресс-конференции не получился. Услышав вопрос о том, не считает ли он логичным, обратившись с иском к «Форбс» за публикацию недостоверных сведений о своей персоне, обратиться с аналогичными претензиями к «Газете о газетах», Сергей Соловьев переспросил. Четыре раза. Журналист четыре раза повторил вопрос. Соловьев вопроса не понял.
О том, где он находился 22 - 23 февраля, когда, по версии «Газеты о газетах», Андрей Михайлов от его имени организовывал концерт Дмитрия Быкова в Нижней Туре, Соловьев не помнит. По информации «Фонтанки», он летел на Урал с Андреем Михайловым в одном самолете, но сам Соловьев так и не сказал ни «да», ни «нет». Да, в Екатеринбург зимой летал, но когда точно, не помнит. Андрея Михайлова (который, по нашим данным, занимал в самолете соседнее кресло), говорит, увидел только на пресс-конференции. А где был 23 февраля, точно не знает. Версии две: «может, был с любовницей» и «мужская пьянка».
Андрей Михайлов — главный провокатор
О роде своих занятий: «Я гражданин Российской Федерации. Фрилансер».
О журналистах: «Предлагаешь им бабло, и они пишут, что я хочу. Вот и все».
Об источниках «бабла» (по словам Михайлова, 500 тысяч рублей он заплатил Дмитрию Быкову, 540 тысяч рублей - «Форбсу», десятки тысяч рублей — другим изданиям): «Кредиты. Ещё вопросы?»
Больше вопросов не было.
Суды
Какие именно сведения Мария Майорова и «Газета о газетах» сочли недостоверными и порочащими деловую репутацию издания, а также честь и достоинство главного редактора, на пресс-конференции раскрыто не было: «Содержание исков — это предмет судебного разбирательства».
На сайтах Василеостровского районного суда и Арбитражного суда Петербурга и области, куда, по словам юриста, направлены исковые заявления, информация о них пока отсутствует.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»