Суперпроект по строительству «Мистралей», несмотря на многочисленные сомнения экспертов, приобретает реальные очертания. 26 июня в Петербурге со стапелей сошла корма первого вертолетоносца. Вип-персоны, перерезая ленточку и разбивая бутылку шампанского, больше всего удивлялись тому, что «Балтийский завод» не сорвал сроки. Если провалов не случится и дальше, 15 октября корабль будет готов.
Утром 26 июня на территорию Балтзавода заехало несколько черных "Мерседесов". Остановились за проходной, напротив облицованного плиткой здания с надписью «Наш завод – наша гордость». Выходящих вип-гостей встречали три девушки на каблучках – блондинка, брюнетка и рыжая. Тем временем жены и дети рабочих прорывались через очередь на проходной – по традиции, на спуск пришли посмотреть целыми семьями. На входе им раздавали открытки с видом «Мистраля» на голубом фоне.
«Мистраль» на воду спускали не полностью, что можно назвать нонсенсом для судостроения. На стапеле «А» Балтзавода возвышалась только корма будущего вертолетоносца размером с пятиэтажный дом. «Длина – 94 метра, спусковая масса – 6,4 тысячи тонн», – уточняют в компании. Серый, местами поржавевший металл опоясывали цепи якорей. Наверху стайкой воробьев переговаривалась спусковая команда.
Рядом с причалом тем временем настраивался военный оркестр. Руководство наслаждалось тенью под белым тентом. Простые смертные гуляли вдоль махины, забирались на портальные краны и крыши заводских построек (последние, кстати, по сравнению с тыльной частью «Мистраля» смотрелись не очень внушительно), чтобы произвести фотосессию.
«Сдали в срок. Ничего себе! Кто бы мог подумать», – примерно так можно передать общую интонацию торжественных речей, полившихся в массы. Вип-персоны смотрели на гигантскую конструкцию с таким удивлением, как будто она может вот-вот пропасть – и строй ее заново, и отчитывайся.
«Я очень рад быть здесь в те сроки, которые определены, и видеть тот корабль, который заказан», – заявил директор компании STX-France (именно она будет присоединять к «Мистралю» носовую часть) Лорен Костен. «Что новое мы освоили в ходе работы с французами? У них жесткие сроки и жесткое представление о том, как их держать», – добавил генеральный директор ООО «Балтийский завод – судостроение» Александр Вознесенский.
Сроки для «Мистраля» действительно были моментом критическим. Новости о том, что Балтзавод не успеет вовремя достроить корму, возникали с регулярностью петербургского дождя, последняя – буквально за неделю до спуска. Раньше говорили, что Минобороны и вообще может отказаться от планов по созданию «Мистраля» в России и полностью перенести проект во Францию. Но все срослось: видимо, сыграло роль то, что на площадке Балтзавода постоянно присутствовали инженеры STX.
Шампанское об борт разбивала глава Василеостровского района и экс-председатель КГА Юлия Киселева. Одетая в белый костюм чиновница не забыла блеснуть эрудицией: «26 июня 1712 года в Петербурге был спущен на воду 54-пушечный парусный линейный корабль “Полтава”». Корабль сошел со стапелей беззвучно и, как по маслу, вкатился в воду – вместе с понтонами, на которых был укреплен. Правда, уже в Неве «Мистраль» накренился. А железный грохот, раздавшийся несколькими минутами позже, был такой силы, что Александру Вознесенскому, дававшему интервью перед телекамерами, пришлось успокаивать прессу: «Все в порядке. Так и должно быть».
На территории Петербурга половина (надеемся, лучшая) «Мистраля» пробудет еще две недели. 8 июля корабль начнут буксировать во Францию. «Прибытие в город Сен-Назер, где расположены верфи STX, состоится 25 июля, – сообщил представитель французской компании военного судостроения DCNS Ив Дестефанис. – Корабль будет готов 15 октября 2013 года». После этого вертолетоносец пройдет ходовые испытания и поступит в состав Тихоокеанского флота. Контур будущего названия – «Владивосток» – уже начерчен на корме, правда, пока не заполнен краской.
4 июля на «Балтийском заводе» будет заложена корма еще одного «Мистраля» – «Севастополь». «Он будет сдан летом 2013 года», - пообещал Вознесенский.
Напомним: о намерениях Минобороны приобрести вертолетоносец «Мистраль» стало известно в ноябре 2009 года, во время визита боевого корабля в Петербург. Дмитрий Медведев заявил о покупке корабля с целью «и поучиться, и посмотреть, что делают другие страны», в интервью французскому журналу Paris Match. Россия, по словам Медведева, должна приобрести французский десантный вертолетоносец класса «Мистраль», чтобы позже строить собственные такие корабли. Проект был встречен серьезной критикой военных экспертов. По их мнению, французская сторона не предоставит России интеллектуальную начинку «Мистралей», ради которой осуществляется закупка. Ряд отечественных предприятий, кроме того, выражал возмущение тем, что заказ был отдан зарубежным компаниям. Хотя и у российских корабелов есть опыт строительства судов такого класса. Тем не менее решение о строительстве двух «Мистралей» было принято. Кормовую часть обоих вертолетоносцев изготовит «Балтийский завод», остальная работа будет вестись на французском предприятии STX. Стоимость контракта с иностранной верфью составила 1,2 миллиарда евро. Обсуждается также перспектива строительства еще двух «Мистралей», но она пока туманна.
Софья Вертипорох, "Фонтанка.ру"
Универсальный корабль-док «Мистраль» водоизмещением в 22,6 тысячу тонн и длиной корпуса 199 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания – до 20 тысяч миль. Численность экипажа – 177 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе.
Корабль подходит для решения большой линейки задач – он может перевозить и высаживать десант, эвакуировать мирное население, обеспечивать работу ударных вертолетов на удалении от баз, служить импровизированным кораблем снабжения флотских соединений.