Нефтяные котировки на мировых биржах снижаются уже несколько месяцев подряд, но цены на АЗС остаются неизменными. По мнению Федеральной антимонопольной службы, это результат крайне низкой конкуренции на оптовом рынке бензина и дизтоплива в стране. Исследование антимонопольщиков выявило, что в руках крупных игроков сосредоточено более 70% рынка.
ФАС России опубликовала аналитический отчет об оптовом рынке бензина и дизельного топлива. «Америку» антимонопольщики не открыли: подтвердился давно известный всем факт: крупные нефтяные компании - ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО АНК «Башнефть», ОАО НК «Роснефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - занимают доминирующее положение и оказывают огромное влияние на ценовую политику в отрасли.
Плачевнее всего ситуация сложилась на рынке бензина. Тут, по данным ФАС, перечисленные игроки занимают 90,01%, тогда как остальным участникам отводится 9,99%. Эта цифра равна участию только одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКа). Они по отдельности занимают более 8% рынка.
Остальным компаниям доступ на оптовый рынок нефтепродуктов фактически заказан. Как отмечает ведомство, выйти в эту сферу новой структуре сложно из-за большого объема инвестиций, которые не всегда экономически оправданны.
Но и тем, кто уже работает в нефтеперерабатывающей сфере, все труднее удержаться на своем месте. В ФАС подчеркивают, что ВИНКи, пользуясь своим доминирующим положением, регулируют объем нефти, попадающей на переработку, что способно в конечном счете влиять на цену производимого продукта.
На рынке дизтоплива ситуация аналогичная. ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО НК «Роснефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» удерживают 78,39% рынка. Независимым поставщикам остается лишь 21,61%.
В ФАС отмечают, что концентрация на оптовом рынке нефтепродуктов остается высокой, а положение ВИНКов — доминирующим. В дальнейшем при рассмотрении дел о защите конкуренции это обстоятельство будет учитываться, - обещают в ведомстве.
Напомним, что ФАС нередко возбуждает дела в отношении интегрированных компаний из-за сговоров, которые ведут к повышению цен на бензин и дизельное топливо. За последние три года ведомство выписало ВИНКам штрафов на общую сумму 20 млрд рублей.
Однако проблемы это так и не решило. Как отмечают в Нефтяном клубе Петербурга, большая часть топливного рынка города и области сосредоточена в руках вертикально интегрированных компаний.
Но если на оптовом рынке их преимущество бесспорно, то на розничном пока позиции равны. В Петербурге на рознице работают свыше 10 независимых операторов. Им принадлежит около 50% АЗС.
«Для того, чтобы сохранить это положение, нужно разделить ВИНКи на оптовые и розничные компании. Если розничные подразделения этих компаний будут конкурировать на рынке за топливо вместе с независимыми АЗС, то это положительно скажется и на формировании цен, и на качестве продуктов», - сообщил «Фонтанке» источник в одной из независимых топливных компаний Петербурга.
Сейчас же, по мнению небольших операторов заправочных станций в Петербурге, ВИНКи зачастую занимаются выдавливанием их с рынка посредством создания локального дефицита топлива.
В течение последних трех лет крупные компании создают дефицит на оптовом рынке, мотивируя его снижением объемов нефтепродуктов из-за профилактики на НПЗ. Нехватка бензинов и дизеля отзывается резким скачком цен на опте, что в итоге влечет к увеличению стоимости заправки на независимых АЗС. Сами же ВИНКи снабжают свои станции топливом по более дешевой цене, привлекая клиентов.
И судя по отчету ФАС, ситуация принципиально не меняется. А значит, и ждать дешевого бензина даже при более доступной нефти не стоит.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»