Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Ребенок родился, и уже — со своим темпераментом

Ребенок родился, и уже — со своим темпераментом

6 766
central-media.ru
Источник:

Всем известно, что «дети — цветы жизни». Но почему-то мы редко вспоминаем, что все цветы - разные, и за каждым нужно ухаживать по-своему. Один цветок любит свет, другой — тень, один - жару, другой — прохладу, один предпочитает обильный полив, а другой от этого вянет. Так и с детьми. Каждый ребенок - уникален, со своими особенностями и темпераментом. Поэтому и растить их надо по-разному.

Не надо всех под одну гребенку

Родители частенько стремятся формировать чадо по своему образу и подобию, сделать из него улучшенную копию себя. Например, от мамочек иногда можно слышать: «Хотела воспитать сына целеустремленным, собранным, организованным, чтобы он стал лидером — как я. А все получается наоборот: он тихий, медлительный, задумчивый, не стремится к общению с детьми. Что я делаю не так?» Да с ребенком все нормально, просто родители не учитывают его темперамент. Например, мама, о которой идет речь выше, скорее всего, холерик, а ее сын — меланхолик. Поэтому копия мамы из него по-любому не получится.

Темперамент характеризует динамические и эмоциональные черты поведения человека: темп, ритм, интенсивность его психических и нервных процессов, особенности проявлений и самовыражения в социуме. Он является врожденным свойством и начинает проявляться сразу после рождения. В дальнейшем он практически не меняется, поэтому попытки родителей его переделать не приводят к желаемому результату. А если они пытаются переломить врожденные свойства своего чада, то это приводит к упрямству, агрессивности, а впоследствии даже к неврозам.

В детских садах и школах у нас часто царит уравниловка и далеко не всегда учитываются индивидуальные особенности детей. «Стройтесь все в шеренгу, встаньте как один!», «почему все ребята уже съели кашу, а ты все еще копаешься?», «что ты постоянно хнычешь?» и так далее. Воспитателей и учителей можно понять: они ведь не гувернеры, приставленные к одному-единственному чаду. У них поток, все нужно успеть, и нет времени заниматься с каждым ребенком по отдельности. А в результате некоторые дети получают травмы из-за стремления педагогов подогнать их под общий стандарт и потом вспоминают школу как худшие годы жизни.

Каждому «цветку» - свою клумбу

Как известно, существуют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Посмотрим, как они проявляются в поведении детей.

Дети-холерики. Активны, подвижны, общительны. Неутомимы и бесстрашны. Легко привыкают к новой обстановке, быстро контактируют с другими детьми. Чаще всего настроены оптимистично, вместе с тем подверженны быстрой смене настроения. Нередко горячатся и вступают в конфликты, испытывают гнев. Бывают несдержанны и агрессивны, особенно если сталкиваются с непониманием со стороны родителей.

Как их воспитывать. «Родителям ребенка-холерика стоит запастись ангельским терпением, — отмечает психолог Ирина Скилкова. — Старайтесь учитывать особенности его темперамента. Ему самому сложно, почти невозможно справляться с импульсивностью, вспышками гнева и неспособностью к самоконтролю. Даже взрослый холерик порой справляется с ними с трудом. Вашему ребенку необходимы простор и свобода. Не стремитесь воспитать из него спокойного усидчивого малыша. Это невозможно для холерика. Не ругайте его при посторонних, не наказывайте в момент плача, истерики. Дайте ему время остыть и только после этого спокойно и мирно объясните, что он сделал не так и как надо поступать в этой ситуации. Иногда объяснение лучше вообще перенести на следующий день.

Учитесь контролировать в первую очередь свои эмоции. Прежде чем сказать что-то ребенку-холерику в порыве гнева, остановитесь и задумайтесь, а помогут ли ваши окрики и нотации погасить зарождающийся конфликт. Помните, что нельзя подавлять ребенка-холерика, он все равно не станет ни сангвиником, ни флегматиком, как бы вам этого ни хотелось. Учитесь управлять им без раздражения, с пониманием и терпением».

Дети-сангвиники. Активны, деятельны, общительны, могут много говорить. Производят впечатление открытых, отзывчивых, оптимистичных и жизнерадостных. Быстро сходятся с другими детьми, легко идут на компромиссы. Любознательны, моментально усваивают новую информацию. Однако могут часто менять надоевшие занятия. Сангвиники — самый «удобный» для воспитания темперамент.

Как их воспитывать. «Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который можно назвать "доверяй, но проверяй", — считает педагог-психолог Елена Пазылова. — Этот милый ребенок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное. Ему нужны постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание. Поэтому не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Собранность и аккуратность формируются у сангвиника с трудом. Воспитывайте эти черты примером, чаще хвалите его: "Как аккуратно ты провел тонкие линии кисточкой!" Однако хвалите его заслуженно, так как сангвиник имеет склонность к зазнайству».

Дети-флегматики. Очень спокойны, обстоятельны, малоэмоциональны. Не капризничают по пустякам. Неторопливы, вдумчивы, осторожны, не любят рисковать. Пассивны, им трудно принимать решения. Не бывают лидерами среди сверстников. Иногда со стороны кажется, что они безразличны к происходящему. Новую информацию усваивают медленно, но зато навсегда.

Как их воспитывать. «Не торопите ребенка-флегматика, — рекомендует Ирина Скилкова. — Помните о том, что он не может комфортно жить в условиях дефицита времени. Не давите на свое чадо, чаще поощряйте и хвалите его. Ни в коем случае не называйте его "копушей", "тормозом", особенно при посторонних». Такого же мнения придерживается и Елена Пазылова: «Крик затормаживает ребенка-флегматика, и вместо того, чтобы поторопиться, он замирает. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. Если он приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться».

Дети-меланхолики. Не отличаются особой общительностью. Застенчивы, замкнуты, нерешительны. Двигаются неуверенно, ведут себя тихо. Очень мнительны и легкоранимы, часто тревожатся по пустякам. Сторонятся шумных компаний, настороженно относятся к новым знакомствам, общение с незнакомыми людьми их утомляет. Новую информацию усваивают с трудом, быстро устают. Тяжело привыкают к новым местам, не любят ходить в садик и школу.

Как их воспитывать. «Основным подходом в воспитании ребенка-меланхолика является принцип, который можно назвать "не навреди", — советует Елена Пазылова. — Меланхолик нуждается в особом внимании, теплом отношении, помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр. При взаимодействии с ним важны щадящий режим и принцип постепенности. Он не переносит сильных раздражителей! Никогда не делайте ему замечания на людях, это провоцирует развитие серьезных комплексов. У ребенка-меланхолика обязательно должен быть в семье человек или, наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание. Не забывайте о его быстрой утомляемости. Не перегружайте его развивающими заданиями, а в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Любая ситуация соревнования для ребенка-меланхолика является стрессовой. Старайтесь их избегать».

Примите его таким, каким он создан

Помимо «чистых» типов темперамента встречаются еще и смешанные, поэтому не всегда бывает просто определить, кем именно является ваш ребенок. Но со временем это все-таки проясняется — по преобладанию тех или иных реакций и способов поведения.

Родителям стоит помнить, что многие конфликты и непонимание поступков ребенка вызваны несовпадением типов темперамента ребенка и того, кто его воспитывает. Здесь поможет только чуткое отношение к своему чаду. Примите его врожденные качества такими, как есть, не пытайтесь их переделать. Уважайте индивидуальные особенности маленького человека, тогда вам легче будет найти с ним общий язык, и воспитание принесет желаемые плоды.

Вспомним: чтобы природный минерал проявил свою красоту, его надо обработать. Но к любому самоцвету нужен свой подход, свои способы шлифовки, огранки, полировки. То, что подходит алмазу, не годится для нефрита, сердолика... Воспитание — та же шлифовка и огранка.

Как растят своих детей знаменитости

Солист группы «Иванушки International» Кирилл Андреев говорит: «У сына взрывной характер, он бурно и ярко реагирует на любую мелочь, поэтому мы с женой стараемся научить его более спокойному отношению к жизни. Кроме того, у нас четко соблюдается система поощрений: сын получает подарки, только если заслужил их».

Виктория и Дэвид Бекхэмы никогда не жалуются на характеры своих детей, не применяют упреков и ругани, тем более рукоприкладства. «В нашем доме есть специальный стул, который называется "кресло наказания". Если ребенок провинился, он должен сесть на этот стул и подумать о своем поведении. Удивительно, но это работает!» — говорит Виктория.

Голливудский актер Уилл Смит и его жена Джада воспитывают своих отпрысков методом доверия. «Мы предупреждаем детей о последствиях такого-то поступка, а решение они принимают сами. Поэтому у них нет желания что-то скрывать. Ребята часто подходят и говорят: "Мам, у меня вот такая проблема… Что мне делать?" А я им отвечаю: "Давай вместе разберемся"».

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях