В Петербурге уже с этого года власти могут начать требовать с застройщиков специальные разрешения на снос исторических зданий и построек выше трех этажей. Такой законопроект отправил на подпись губернатору ЗакС. Однако даже в случае его одобрения градоначальником остается риск, что нововведение просто не будет работать. Для принятия поправок депутатам пришлось обойти федеральное законодательство. Но суд может эту хитрость в расчет не принять.
Законодательное собрание единогласно приняло поправки в петербургский закон о градостроительной деятельности. Законопроект вводит необходимость получения разрешения на снос любых исторических зданий и объектов культурного наследия, а также любых построек, превышающих высоту трех этажей. Сейчас такое разрешение не требуется. Фактически если демонтаж не предполагает последующего строительства, а аварийность конструкции доказана технической экспертизой, разрушать даже исторические здания можно, не опасаясь привлечения к ответственности.
Именно на таких основаниях, например, в августе прошлого года снесли дом Рогова на Владимирской площади. Инвестору удалось оспорить штраф размером 500 тысяч рублей, наложенный Госстройнадзором, в том числе и в апелляционной инстанции. Служба ГАСН не смогла доказать в суде, что в планах ООО «Вектор» было дальнейшее строительство на этой площадке. И домом Рогова подобные ситуации не исчерпываются. Уже после этого произошли сносы пакгауза Варшавского вокзала, дома Паткуль в Пушкине. В настоящее время техника работает над разрушением дома Бланштейна на Заставской.
Новый законопроект, по мысли его авторов — градозащитников депутата Алексея Ковалева и главы центра экспертиз «Эком» Александра Карпова — должен впредь такие ситуации не допускать. Документ определяет понятия «самовольного строительства» и «самовольной реконструкции» - это либо ведение строительных работ на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо строительство или реконструкция без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Кроме того, городская власть наделяется полномочиями по выявлению и предотвращению деятельности по самовольному строительству. Сейчас на это имеют право лишь прокуратура и полиция.
Еще одно уточнение закона касается строительства на городской земле за счет средств Санкт-Петербурга. При застройке такого участка правительство не сможет сносить исторические здания, даже являющиеся аварийными. Ведомство, которое будет заниматься выдачей таких разрешений на снос, обязано публиковать полную информацию о принятом решении в течение 24 часов.
Ответственность за нарушение новых норм уже установлена Градостроительным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Например, за незаконное строительство юридическим лицам грозит штраф суммой от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Строители не против, но юристы сомневаются
Петербургские застройщики к нововведениям отнеслись на удивление спокойно. «После того что произошло с домом Рогова, это абсолютно понятное решение. И мы все заинтересованы в том, чтобы историческое наследие сохранялось», - говорит директор по развитию компании «Л1»Надежда Калашникова. На строительном рынке, по ее мнению, новый закон никак не отразится — строительство в центре сейчас и так затруднено.
К мнению коллеги присоединяется и управляющий партнер холдинга «АйБи Групп» Юрий Борисов. По его словам, работа застройщиков в Петербурге уже и так настолько усложнена, что добавление еще одной процедуры согласования принципиально ситуацию не изменит и на рынке никак не скажется.
Однако свои претензии к законопроекту высказывают юристы. Фактически федеральный Градостроительный кодекс не оставляет региональным властям места для маневра и права на установление собственных процедур. Этим документом строго регламентируется выдача разрешений на строительство. Кроме того, в Градкодексе уже определено понятие объекта самовольного строительства.
Эти подводные камни градозащитники попробовали обойти хитростью. Инициаторы законопроекта использовали перевернутую логику: предложенная поправка устанавливает случаи, когда для демонтажа самовольной постройки разрешение не требуется. То есть власти смогут требовать разрешение на снос, например, исторического здания, поскольку такие дома не относятся к категории зданий, демонтаж которых не подразумевает разрешительной документации.
Инициаторы законопроекта в своей правоте уверены. «У нас есть юридическое заключение, которое говорит, что законопроект не противоречит федеральному законодательству, - считает депутат Сергей Никешин, председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, подававшей законопроект. - О противоречии говорят те, кому невыгоден этот закон, потому что он наводит порядок в самострое».
Однако юристы не уверены в том, что такая хитрость «пройдет». «С моей точки зрения, такая норма не создает обязанности у застройщика получать разрешение на строительство на снос, а, следовательно, не имеет смысла, - говорит руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов. - Более того, учитывая, что Градостроительный кодекс РФ устанавливает требования к перечню документов, обязательных для получения «разрешения на строительство», любое ограничение права на снос может привести к тому, что нежилые аварийные объекты будут годами стоять и угрожать безопасности граждан, пока собственник безуспешно пытается собрать эти документы».
Рассудить, правомерна ли такая хитрость законотворцев, сможет только судебная практика. Конечно, в случае, если закон подпишет губернатор. Хотя в этом-то градозащитники и не уверены. Вероятность, что глава города наложит на закон вето, высока, признает Александр Карпов.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»