Число пассажиров, воспользовавшихся финскими аэропортами в 2012 году, достигло рекордной отметки в 19,2 млн человек (из которых почти 15 млн летали через аэропорт Хельсинки-Вантаа), однако столь стремительного роста, как несколько лет назад, больше не наблюдается. Если в 2011 году пассажиропоток вырос сразу на 16%, во многом благодаря азиатским маршрутам Finnair, то в 2012 году рост составил всего 0,5%.
Объемы внутренних воздушных перевозок продолжают снижаться, международный трафик – расти. По оценкам аналитиков Finavia, жесткая конкуренция между авиакомпаниями и существенные колебания спроса заставили многих игроков сократить свою деятельность и даже закрыть часть направлений.
Новый CEO Finnair Пекка Ваурамо, приступивший к работе в начале апреля, подтверждает выводы аналитиков: «В целом отрасль авиаперевозок находится под сильным давлением, о чем свидетельствуют регулярные забастовки персонала».
По мнению Элины Хаккарайнен, исполнительного директора авиакомании Ryanair по продажам в Балтийском регионе, основной тренд во всей Европе – трудности национальных перевозчиков. «Например, флагман скандинавского авиарынка SAS уже несколько лет переживает серьезные финансовые проблемы, которые ведут к сокращениям штата и другим негативным последствиям. Одна из немногих процветающих авиалиний Скандинавии – AirNorwegian. Они работают как перевозчик средней ценовой категории. Еще один крупный региональный игрок - Finnair - существенно переориентировал свои приоритеты на азиатское направление», - рассказала Элина Хаккарайнен.
Однако, по словам представительницы Ryanair, авиакомпания не претендует на долю национальных перевозчиков ни в Финляндии, ни в других странах, а увеличению пассажиропотока способствует обслуживание нескольких аэропортов в одной стране.
По мнению бывшего CEO Finnair Мики Вехвиляйнена, на финском рынке работать сложно не из-за конкуренции, а из-за того, что в стране население небольшое, а расстояния значительные, поэтому конкурировать приходится не столько с другими авиакомпаниями, сколько с другими видами транспорта, в первую очередь – скоростными поездами.
Элина Хаккарайнен считает, что серьезная трудность работы в Финляндии – взаимодействие с госрегулятором Finavia, который заведует работой всех аэропортов в Суоми. «В Швеции аналогичная структура называется Swedavia. Устанавливаемые ими тарифы – очень высокие, что не может не сказываться на наших ценах и прибыльности. В Швеции уже было несколько прецедентов, когда мелкие аэропорты приватизировали, и мы сразу же получали необходимые условия, чтобы начать там работать. Такая монополия мешает нам расширять географию. В Норвегии – то же самое. В стране 44 аэропорта, тарифы в Осло одни из самых высоких в Европе. Но в то же время есть и несколько частных аэропортов, мы оттуда летаем», - рассказала исполнительный директор авиакомании Ryanair по продажам в Балтийском регионе.
«Если бы в Финляндии было больше частных аэропортов, возможно, мы бы работали не только с Тампере и Лаппеенрантой», - подчеркнула Элина Хаккарайнен.