С 6 по 30 июня в Санкт-Петербурге в Музее Российской академии художеств пройдет выставка работ известной финской художницы Марьятты Тапиола.
В Финляндии её картины находятся в собрании музея Амоса Андерсона, музея Сары Хильден, а также городского музея Хельсинки и Атенеума. Среди наград Марьятты Тапиола — премия Pro Finlandia, высшая государственная награда Суоми для деятелей искусств. Одна из последних работ художницы — портрет президента Финляндии Саули Ниинисте. Марьятта Тапиола рассказала «Фонтанке.fi» о творчестве и грядущей выставке в Петербурге.
- Как отбирались картины, которые будут представлены в Санкт-Петербурге?
- Работы отбирал куратор выставки, Павел Ульянов.
- А вы не советовали, что вот это было бы хорошо показать... или вот это — любимая работа?
- Нет, конечно, нет. Это полностью его выбор.
- Насколько известно, вы не показываете никому процесс работы и незаконченные картины...
- Да, безусловно... никому нельзя показывать незаконченные работы. Я задумываю картину, она появляется в моей голове, потом я начинаю работу, постепенно иду от этапа к этапу... Это словно работать с мечтой или сном... Нельзя показать другому человеку сон или мечту. Если показать только один из этапов, половину холста, у человека не сложится полного представления. В моей мастерской я нахожусь всегда одна, редкое исключение — несколько самых доверенных людей. Хотя двери моего ателье в Сюсмя всегда открыты для посетителей, законченные работы я показывать готова.
- И даже люди, портреты которых вы рисуете, не могут посмотреть одним глазком? И расскажите, пожалуйста, о недавнем портрете Саули Ниинисте? Влияло ли на работу то, что это президент Финляндии?
- Нет, они тоже не могут посмотреть. Когда я только начинала работать, мне было 18 лет, жена человека, которого я рисовала, не была довольна и сожгла получившийся портрет. Потом я получала довольно мало заказов на портреты, может быть, один в год. Часто они вызывали ужас, когда я показывала законченную работу — в ответ была тишина. Все в основном привыкли к академической подаче портрета: темный фон и изображение, напоминающее плохую фотографию. В молодости я не спала четыре ночи перед тем, как показать работу. Но теперь мне уже 62, и такие вопросы меня волнуют меньше. Волноваться — это дело модели. Хотя, конечно, я по-прежнему очень серьезно отношусь к работе. Но по крайней мере сплю по ночам.
Что касается Саули Ниинисте, я просто хотела показать его... Нельзя каким-то отдельным словом определить, что именно я хотела изобразить на портрете, что подчеркнуть. Надо просто смотреть. На картине Саули Ниинисте читает книгу по истории русской литературы. Мне показалось, что для портрета ему нужно дать что-нибудь в руки... И эта книга как раз была у меня в мастерской.
- В Петербурге будет представлена ретроспективная выставка — работы разных периодов. Как, по вашему собственному мнению, с течением времени менялся ваш стиль, отношение к работе... Вот спите перед показом вы уже больше...
- Так же, как меняется почерк человека — от детского к взрослому... Я никогда не придавала особенного значения стилям, формам... Это все обычно идет следом за художником: он двигается вперед, создает работу, а потом уже дело критиков и искусствоведов придумать, как это назвать. Я просто совершенствую свой почерк, свой стиль — как ребенок.
- А что вас вдохновляет вас на творчество?
- Плюс моей работы в том, что ты можешь жить так, как ты хочешь жить. Сейчас вдохновение приходит от того, что я нахожусь в Санкт-Петербурге. Я побывала на опере «Русалка», впереди «Левша». Мне очень нравится здесь смотреть спектакли, слушать музыку, читать стихи.
- Общаетесь ли вы с молодыми финскими художниками? И сложно ли вообще быть художником в Финляндии?
- Да-да, конечно, у меня много знакомых художников. Я могу назвать такие имена, как Мариикка Кириаков (Mariikka Kiriakov) и Теа Мякипяя (Tea Mäkipää). Они очень разные и по стилю, и по творческому пути— Теа делает карьеру в Европе, Мариикка больше работает дома. Что касается положения художников, то в Финляндии, мне кажется, ситуация лучше, чем в других странах, есть определенная поддержка государства.