Назначение уже шестерых москвичей на должность директоров государственных жилкомсервисов Петербурга – не случайность, а сознательная политика Смольного. В жилищном комитете такое решение объясняют необходимостью «внедрять передовой опыт столицы». «Фонтанка» решила выяснить, чем же московская система ЖКХ лучше нашей.
Жилищный комитет правительства Петербурга ответил на запрос «Фонтанки»: почему за последние полгода директорами пяти государственных жилкомсервисов стали выходцы из Москвы. Напомним, что речь идет о ЖКС №2 Василеостровского района, ЖКС №3 Московского, ЖКС №2 Кировского, ЖКС №2 Красногвардейского, а также Жилкомсервисе №1 Колпинского района, где первый директор-москвич появился еще в июле 2012 года. Причем все эти назначенцы так или иначе связаны с московской группой «ЖКХ Холдинг».
В своем ответе чиновники указывают: в предыдущие годы, критикуя деятельность управляющих компаний Петербурга, руководители города зачастую приводили в качестве положительного примера столицу. В связи с этим ведомство приняло решение привлекать специалистов по ЖКХ из Москвы – «для ротации кадров и внедрения передового опыта управления многоквартирными домами».
Фраза «передовой опыт» означает, что в Москве жилищно-коммунальная система работает лучше, чем в Петербурге. Действительно ли это так?
Столичная бухгалтерия
Для того, чтобы сравнить условия рынка в обоих городах, эксперты советуют обратить внимание на ключевой показатель – размер платы за содержание и текущий ремонт. Ведь именно на эти деньги УК убирает лестницы, вывозит мусор и ремонтирует окна.
В Петербурге, согласно действующему распоряжению комитета по тарифам, плата за содержание составляет 9,47 рубля с квадратного метра, за текущий ремонт – 5,08 рубля, за управление домом – 1,18. Итого – 15,73 рубля. То есть, например, при жилье в 50 кв.м гражданин отдает 786 рублей.
Впрочем, это минимальная плата. 1,09 рубля приходится платить за очистку мусоропровода в случае его наличия, 0,53 рубля – за содержание переговорного устройства, 0,56 рубля – за обслуживание систем газоснабжения. Плата за содержание лифта рассчитывается отдельно для каждого дома: например, для 137-й серии она составляет около 2 рублей. Кроме того, 1,29 рубля предусмотрено на уборку придомовой территории – лотка вокруг дома, подхода к парадной и т.д. Формально последнюю плату можно взимать только в том случае, если придомовая территория входит в состав общего имущества дома, но, по сути, ее берут большинство компаний, чтобы производить уборку. Итого максимальный размер платежа – при наличии в доме газа, мусоропровода и лифта – около 21 рубля.
В Москве плата за содержание и текущий ремонт дифференцирована и, на первый взгляд, даже меньше, чем в Петербурге. Согласно постановлению их правительства, принятому в ноябре 2012 года, минимальный размер этого платежа – 6,55 рубля за 1 кв.м общей площади квартиры. Столько платят жители домов, износ которых составляет 60%. Жители нормальных домов, в которых нет лифта и мусоропровода, платят 10,98 рубля. Те же, у кого есть и то, и другое, – 13,50 (жители первых этажей – 11,76).
При этом все вышеперечисленные тарифы касаются тех граждан, чья жилая площадь не превышает установленную норму: для 1 человека она составляет 33 кв.м, для семьи из двух человек – 42 кв.м, трех и более – по 18 кв.м на каждого. В случае если норма превышена или у гражданина есть вторая квартира в собственности, размер платежа увеличивается. Так, за жилье в доме с лифтом и мусоропроводом нужно отдавать 24,53 рубля, без лифта, но с мусоропроводом – 21,78. Отметим, что в указанные ставки входят те работы, которые в Петербурге вынесены в отдельный тариф (содержание домофона, газовых систем и т.д.)
Таким образом, получается, что в Москве и Петербурге максимальный платеж абсолютно идентичный, а минимальный в столице даже ниже, чем у нас. Однако здесь нужно учесть следующее. Тарифы, установленные для жилья, не превышающего норму, считаются в Москве льготными. Как говорит руководитель московского движения «Дом и двор» Павел Степура, бюджет столицы возмещает управляющим компаниям и ТСЖ разницу между льготным и максимальным тарифом. В итоге в реальности все жилищники получают на содержание и текущий ремонт либо 24,53 рубля (дом со всеми удобствами), либо 22,26 (дом с лифтом, но без мусоропровода), либо 21,78 (без мусоропровода, но с лифтом), либо 19,51 (без удобств).
При этом, как следует из соответствующего постановления правительства Москвы, в эту сумму не входит плата за содержание придомовой территории, которая в Петербурге составляет 1,29 рубля. Как говорит старший юрист московского Института экономики города Дмитрий Гордеев, это связано с тем, что в столице граница почти всех зданий проходит по обрезу здания и за придомовую территорию отвечает мэрия. Правда, в Петербурге управляющие компании получают от Смольного субсидию на уборку внутриквартальной территории (детские площадки, проезды). Формально тратить их на лотки и подходы к парадным нельзя, но в реальности это происходит.
Старый фонд
Получается, что разница в тарифе в Москве и Петербурге составляет несколько рублей и в целом соответствует общей разнице в ценах между нашими городами. Но при этом московским жилищникам приходится работать совсем с иным фондом. По статистике, в столице только 5,5% всех домов были построены до 1917 года, в то время как в Петербурге их - 21%.
Важный момент: почти все здания, построенные до 1917 года, имеют покатую металлическую кровлю, а по их чердакам проходят трубы центрального отопления. Это приводит к необходимости постоянно чистить крыши от снега и сосулек, которые неизбежно образуются, если температура на чердаке превышает температуру наружного воздуха. Москве эта проблема знакома в меньшей степени. Отметим также, что нынешнего смольнинского тарифа на уборку снега – 59 копеек с 1 кв.м квартиры – в реальности хватает на одну-две уборки в год. Хотя в центре города кровли нужно зачастую чистить по несколько раз в неделю.
ЖКСы против ДЕЗов
Еще одна существенная разница заключается в функциях, которые выполняют государственные управляющие компании: в Петербурге это жилкомсервисы, в Москве – ДЕЗы, или дирекции единого заказчика. ЖКС является полноценной обслуживающей организацией: в его штате должны быть и собственные дворники, и электрики, и сантехники. ДЕЗ же, как следует из его названия, только выполняет функцию заказчика, заключая контракты со сторонними организациями, которые специализируются на уборке территории, сантехнических услугах и т.д.
Отметим также, что, по статистике жилищного комитета, из 23 тысяч петербургских домов под управлением государства находятся 16 тысяч, у ТСЖ и ЖСК – 4,4 тысячи, остальное – у частных управляющих компаний. В Москве доля государства чуть меньше: как говорит Дмитрий Гордеев, из 40 тысяч столичных домов у ДЕЗов – около 50 - 60%, у ТСЖ – около 20%, у частных управляющих компаний – 20 - 30%.
Наконец, нельзя не отметить, что в Москве капитальный ремонт домов финансируется государством на 100%. В Петербурге, как известно, жители должны собирать 5% от общей стоимости работ.
Собянин отменил скандалы
Этой зимой Петербург сотрясали громкие скандалы с высокой квартплатой, которые в итоге привели к отставке профильного вице-губернатор Сергея Козырева. Как уже рассказывала «Фонтанка», одна из причин роста – новые Правила предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября 2012 года. Согласно ним, за отопление теперь нужно платить не равными долями в течение года, как раньше, а только в течение отопительного сезона, который в Петербурге длится 8 месяцев.
При этом многие управляющие компании в октябре и ноябре не сдали показания по общедомовым приборами учета тепла, а сделали это в декабре и январе – вместе с потреблением за предыдущие, холодные месяцы. Все это привело к росту общей суммы.
В Москве скандалов с коммунальной квитанцией в этом году не было. Но не потому, что там более внимательно начисляли плату. Просто в сентябре 2012 года мэр Сергей Собянин ввел мораторий на введение новых правил: там за тепло по-прежнему платят равными долями в течение года. Кстати, Смольный тоже мог ввести такой мораторий, однако в итоге не стал делать этого.
Передовая власть
Таким образом, получается, что все основные различия между жилищно-коммунальным хозяйством Москвы и Петербурга возникают в первую очередь из-за разного подхода к отрасли со стороны власти, а не из-за более усердной работы самих жилищников. Немаловажную роль играют и объективные факторы: меньший объем исторического фонда, большие возможности бюджета.
Впрочем, московские жилищники, придя в Петербург, все же начали внедрять столичный опыт. Наталья Макарова, ставшая в июле 2012 директором Жилкомсервиса №1 Колпинского района, попыталась переформатировать его в аналог столичного ДЕЗа, который нанимает для оказания жилищных услуг сторонние организации. В интервью местному порталу «Ижорская перспектива» она сообщила, что намерена пересмотреть штатную численность дворников, сантехников и электриков. Однако в итоге, по информации «Фонтанки», эта реформа не удалась.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»