Премьер-министр подписал постановление, расширяющее перечень услуг, которые автозаправки должны оказывать клиентам. Теперь станции будут продавать не только бензин и дизельное топливо, но и газ. Эксперты рынка уверены - выполнение этого требования для ряда заправок окажется невозможным. Впрочем, оно и не будет обязательным, успокаивают они.
Правительство сделало еще один широкий шаг к стимулированию внутреннего потребления газа. На фоне страхов по поводу резкого снижения объема экспортных доходов из-за угрозы перехода европейских потребителей на более дешевый сланцевый газ из США федеральные власти уже заявили о переводе 50% автопарка общественного транспорта на «голубое» топливо, а теперь планируют заставить собственников АЗС перепрофилировать свои заправки.
Постановление о внесении изменений в правила оказания услуг «объектами дорожного сервиса», как отмечают в Белом доме, подготовлено Министерством энергетики. Оно предполагает включение в минимальный список услуг, оказываемых автозаправками, торговлю газомоторным топливом. Впрочем, обязывать операторов заправлять клиентов газом никто не будет.
Как рассказал «Фонтанке» глава «Нефтяного клуба Петербурга» Олег Ашихмин, это постановление предусматривает возможность создания многотопливных АЗС, но не вводит обязаловку. «Речь идет о том, что владельцы АЗС получат возможность сочетать торговлю бензином и газом, если их станции отвечают требованиям по безопасности не только для стандартных бензиновых, но и газовых заправок», - говорит эксперт.
Участники рынка отмечают, что данное постановление принято в интересах вертикально-интегрированных компаний - «Газпрома», «ЛУКойла», «Роснефти». Именно они, а в особенности «Газпром», в последнее время активно начали строительство совмещенных АЗС, чтобы заработать на внутреннем рынке газомоторного топлива. Скорее всего, независимые владельцы заправочных станций не заинтересуются перспективой расширения ассортимента прежде всего из-за недостатка инфраструктуры.
«В Петербурге, например, у независимых топливных операторов нет доступа к достаточным объемам газового топлива, также крайне недостаточно мест для хранения газа, большие вопросы с транспортировкой, так как рынок газовозов тоже не сформирован», - сообщил Ашихмин.
Также, считают специалисты рынка, в черте города вероятность появления многопрофильных АЗС даже после выхода постановления правительства крайне мала. В городе, где заправки расположены рядом со зданиями, строить газовые терминалы невозможно по существующим СНиПам. «Скорее всего, совмещенные бензиновые и газовые АЗС смогут появиться на трассах, - говорит заместитель генерального директора ЗАО «Петербургская топливная компания» Леонид Чурилов. - И, вероятно, требование коснется не действующих станций, а будет распространяться на вновь создаваемые».
Владельцам новых АЗС, если они решат совместить бензин и газ, придется приобретать большие по площади земельные участки. Так как, согласно требованиям норм безопасности, газовые колонки не должны располагаться ближе, чем в 50 метрах, от бензиновых. Есть и другие нюансы, связанные с длительным согласованием строительства газовых АЗС, а также их дороговизной. Как уже сообщала «Фонтанка», стоимость возведения многопрофильных станций на 30 - 40% дороже стандартных бензиновых. А срок окупаемости с учетом довольно невысокого спроса может растянуться на 10 лет и больше.
«Понятно, что создание в стране газовой инфраструктуры полностью отвечает интересам крупных сырьевых компаний, для которых производство сжиженного газа является фактически побочным продуктом при переработке нефти. Разумеется, они хотят заработать на нем, при том что спрос на внешнем рынке газа сильно падает, - говорит представитель одной из топливных компаний на условиях анонимности. - Но надо понимать, что вложения в эту инфраструктуру, в том числе за счет бюджетных средств (если говорить о закупке газовых автобусов), будут огромными. И это тогда, когда развитые страны вкладывают деньги в разработку новых видов топлива, в частности биотоплива. Не исключено, что мы сейчас создадим целый новый рынок реализации газа, а через 5 - 10 лет нам придется снова все менять под какой-нибудь еще вид топлива».
Но даже если предположить, что изобретение нового, еще более экономичного и экологичного вида топлива состоится не так скоро, уже сегодня возникают вопросы по целесообразности и последовательности принимаемых решений. «Только что после наказов федерального правительства все НПЗ в стране перешли на выпуск топлива, соответствующего экологическим стандартам Евро 5, - заявляет эксперт рынка. - Что теперь прикажут им делать? Перепрофилироваться на выпуск газа? Начать формировать инфраструктуру газохранилищ, газовозов?»
Окупятся ли эти инвестиции, непонятно. В количественном соотношении в стране на газе передвигается менее 5% всего автотранспорта. В Петербурге переведенных на газомоторное топливо машин около 50 тысяч из почти 2 млн зарегистрированных.
И автолюбители пока не стоят в очереди на перепрофилирование двигателей. Во-первых, из-за накладности — в среднем перевод на газ стоит от 20 до 50 тысяч для легковушки и от 120 до 150 для автобусов. Во-вторых, из-за сложностей с ремонтом и техобслуживанием. К примеру, ремонтировать такое авто можно только на специальной станции, которую еще нужно поискать даже в городе-миллионнике. А заезжать на такую станцию в целях безопасности ремонтники рекомендуют каждые 5 тысяч километров пробега.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»