Клиентам отделения Сбербанка на Туристской улице, ограбленного 30 мая, до сих пор неизвестно, стоит ли им навсегда попрощаться с содержимым арендованных ими сейфов. Банк пока не сообщает, чьи ячейки были вскрыты, а чьи остались на месте. Собравшиеся у головного офиса арендаторы пытаются добиться разговора с тем, кто в курсе, и задним числом вспоминают, что инцидент был предсказуем, так как оконное стекло — недостаточная защита для ценностей.
Ограбление Сбербанка на Туристской улице, дом 4, произошло непринужденно и без жертв. Около 12:30 в дополнительный офис прибыл высокий, представительный мужчина лет сорока – сорока пяти, в строгом синем костюме и при галстуке, образ дополняли затемненные очки. После того как он предъявил паспорт на имя Андрея Николаевича Б., банковскую карту и договор, 43-летняя служащая Сбербанка, заместитель руководителя дополнительного офиса, проводила его в депозитарий.
Оказавшись в хранилище, «Андрей Николаевич», положив женщину на пол, сковал ей руки наручниками за спиной и заклеил рот липкой лентой, затем поставил лицом к стене. Потом открыл окно в тамбуре, к которому подъехал белый пикап «Додж» с открытым кузовом, украшенный надписью «Натяжные потолки» и государственным флагом Соединенных Штатов Америки. Через окно вошли двое сообщников в масках, вскрыли сорок четыре банковские ячейки и погрузили их содержимое в машину , после чего благополучно скрылись. Введенный в действие план «Перехват» результатов не дал.
Насколько известно «Фонтанке», около 12:45 работниками Сбербанка была нажата тревожная кнопка, и примерно в 13:20 на Туристскую улицу прибыли наряды оперативных служб. Полицейские машины встретили препятствие: перекресток улиц Савушкина и Туристской был перекрыт большегрузным МАЗом. Мужчина в зеленой жилетке, который приехал на этом грузовике, поставив машину поперек дороги, куда-то ушел и до сих пор не вернулся. Когда оказалось, что у МАЗа отсутствует идентификационный номер и номер рамы, никто не удивился.
Заинтересовавшись, как возможно проникнуть в охраняемый депозитарий крупнейшего банка страны, «Фонтанка» связалась с клиентами ограбленного хранилища. По их рассказам, для входа в хранилище было необходимо предъявить служащему Сбербанка паспорт и банковскую карту, после чего работник банка провожал клиента к ячейке. Путь к ценностям преграждала запираемая на замок деревянная дверь, за которой находился тамбур. Закрыв за собой первую дверь, банковский служащий открывал своим ключом вторую дверь, металлическую, дававшую доступ непосредственно к сейфам, в которых находятся ячейки. Нужный сейф служащий открывал опять своим ключом, после чего арендатор получал доступ к своей ячейке, которая закрывалась на два ключа, один из которых находился у него, а второй — у работника банка. Все время, когда клиент вместе со служащим банка находился в хранилище, металлическая дверь в тамбур была открыта, а от потенциальных злодеев депозитарий был защищен первой деревянной дверью. Для того, кому лень ломать дверь, в тамбуре было выходящее на улицу окно. Как говорят арендаторы — стандартный стеклопакет без решеток.
«Несколько лет назад, когда я арендовал ячейку в Сбербанке на Туристской, в офисе всегда присутствовал охранник, - рассказывает один из клиентов депозитария Руслан, - и в то время, когда мы входили в хранилище, он всегда находился в тамбуре. Последние год-полтора я ни разу охранника не видел. Похоже, его вообще убрали». Более того, по словам Руслана, нередки были случаи, когда обе двери в депозитарий были открыты. «Только что открывали предыдущему арендатору», - поясняли работники Сбербанка. Решеток же на окне тамбура, по воспоминаниям клиентов, не было никогда.
Сейчас Руслан пытается понять, похищено ли содержимое его ячейки. «О том, что депозитарий ограблен, я узнал из публикации «Фонтанки». Приехал на Туристскую, там все перекрыто полицией. Приехал на следующий день — на двери объявление «Закрыто по техническим причинам» и никаких разъяснений». Арендаторов, желающих узнать о судьбе своего имущества, собралось несколько человек. Звонки по телефонам Сбербанка не помогли: «По телефону мы на такие вопросы не отвечаем, вам необходимо обратиться в головной офис».
На момент публикации статьи Руслан и еще десяток клиентов, которые узнали об ограблении, пытаются добиться хоть какой-то информации в головном офисе Сбербанка на улице Красного Текстильщика, дом 2. Пока им удалось пообщаться только с охранником. Головной офис, в отличие от депозитария, охраняется.
«Фонтанка» обратилась к Сбербанку со списком вопросов. Ответ был безупречен, хотя и поражал лаконичностью: «В ответ на ваш запрос можем сообщить следующее. В результате нападения никто не пострадал. Сумма ущерба устанавливается. По факту нападения ведутся следственные мероприятия». Ближе к 18 часам добавили: "В данный момент сотрудники банка лично обзванивают всех клиентов - арендаторов ячеек в офисе и объясняют, как им поступать в такой ситуации".
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»