Басманный суд оставил без удовлетворения жалобу известного петербургского рейдера Владимира Барсукова на следователя по особо важным делам при председателе СК РФ Александра Халапова. По мнению Барсукова, следователь незаконно бездействовал, вместо того чтобы расследовать обстоятельства исчезновения ценностей, изъятых из его квартиры во время обыска в 2007 году. Однако судебный процесс неожиданно пролил свет на загадочную судьбу предметов искусства, также изъятых в ходе того обыска.
Суд поверил, что вещдоки «перенесли»
Судья Басманного суда Артур Карпов (известный журналистам в связи с процессом по «Болотному делу») отказался участвовать в поиске ценностей, изъятых в петербургской квартире Владимира Барсукова на Таврической улице в августе 2007 года, ссылаясь на постановление одного из следователей следственной группы СК РФ, созданной для борьбы с петербургскими рейдерами.
Этим постановлением следователь произвёл выемку предметов, изъятых в квартире Владимира Барсукова, с целью приобщения их к другому уголовному делу, фигурантом которого, по мнению СК, также может оказаться господин Барсуков. Речь идёт об уголовном деле, объединённом из дел, возбуждённых по фактам рейдерских захватов имущества СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ОАО «Услуга» и ЗАО «Кондитерская фабрика имени Крупской».
В отзыве, направленном ранее в Басманный суд, следователь Александр Халапов (в чьём производстве находилось недавно завершённое дело о покушении на фактического владельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева и его кортеж) заявлял о «переносе» вещдоков в другое уголовное дело. Но суд всё равно принял решение рассмотреть жалобу, которую в интересах легендарного рейдера направил адвокат Константин Кузьминых. Последний высказывал и высказывает сомнения в том, что с вещдоками всё в порядке – несмотря на письменные заверения сотрудников Следственного комитета.
В принципе, отказное для Барсукова постановление Басманного суда – не неожиданность. Но мотивировочная часть документа содержит интригу.
Фемиды Барсукова в музее нет?
Владимир Барсуков и его адвокат просили Басманный суд признать незаконным бездействие следователя в связи с отказом разобраться в исчезновении (как считает Барсуков) денег и слитка серебра общей стоимостью чуть более миллиона рублей. Именно этим «мелочам», изъятым из карманов висевших в момент обыска в ванной комнате халатов Барсукова, было посвящено обращение в суд. Плюс слиток серебра, изъятый на кухне.
Между тем судья Артур Карпов, ссылаясь на постановление о производстве выемки вещдоков из материалов уголовного дела, возбуждённого по факту покушения на Сергея Васильева, пишет удивительные подробности. Среди вещей, «перенесённых» таким образом из одного дела в другое, он называет: денежные средства, антиквариат, драгоценные металлы и «другие ценные вещи, а также иные предметы и документы».
«Другие ценные вещи» - это, в частности: 12 мобильных телефонов, пара старинных клинков, 6 красивых настольных часов, около 50 скульптурных композиций (в числе которых - статуя богини правосудия Фемиды), более 30 картин, на одной из которых имелась подпись известного русского художника Василия Поленова (чьи работы выставляются в Русском музее и в Третьяковской галерее), около десятка икон. Также был изъят лазерный диск, на котором впоследствии обнаружилась аудиозапись переговоров между Владимиром Барсуковым и Сергеем Васильевым.
По поводу диска следователь Халапов вынес отдельное постановление, из которого следовало, что его местонахождения установить не представляется возможным. Всё остальное из данного списка адвокаты Барсукова давно пытаются найти, и некоторое время назад сложилось впечатление, будто им это удалось: директор петербургского Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ Андрей Лялин заявил, будто все ценности находятся в его музее, но вернуть их он не может, потому что они являются объектом полицейской проверки.
В полиции нас заверили, что такой проверки не существует, а теперь выяснилось, что изъятые из квартиры Барсукова художественные ценности вовсе не в музее – они, как следует из постановления Басманного суда, приобщены к материалам уголовного дела о рейдерских захватах имущества СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ОАО «Услуга» и ЗАО «Кондитерская фабрика имени Крупской».
Логичный вопрос о том, что же Андрей Лялин считает переданными его музею на хранение «сокровищами Барсукова», остаётся без ответа – господин Лялин с некоторых пор сам проживает в следственном изоляторе из-за обвинения в хищении бюджетных средств.
Но ясно одно: теперь ценности, вывезенные в августе 2007 года из квартиры легендарного петербургского рейдера на нескольких грузовиках, скорее всего, не смогут найти даже такие акулы юриспруденции, как адвокаты Сергей Афанасьев и Константин Кузьминых.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»