Накануне дня российского предпринимательства «Фонтанка» пообщалась со знаковыми персонажами петербургского бизнеса. И выяснила: почти половина из них не открыли бы свое дело, если бы начали карьеру в 2013 году. «Работа в “Газпроме” или Смольном сегодня гораздо перспективнее», – резюмируют коммерсанты. Но добавляют: стратегическое мышление, любовь к труду и уважение интересов клиентов помогут достичь успеха.
Стали бы вы связывать жизнь с предпринимательством, если бы выбор пришлось делать в 2013 году? Что лучше – коммерция или государственная служба? Что значит для вас бизнес и в чем секрет успеха? Такие вопросы «Фонтанка» адресовала ведущим фигурам делового мира Петербурга накануне Дня предпринимателя, который празднуется в России 26 мая.
Ответы разделили аудиторию на пессимистов и оптимистов.
Оптимизм
«Мне повезло. Я пришел работать в компанию “Инфлот Ворлдвайд” в 1996 году. До этого после учебы в Макаровке делал более или менее успешную карьеру в качестве штурмана дальнего плавания, – отметил вице-президент единственного в России паромного оператора ST. PETER LINE Игорь Глухов. – Однозначно сегодня я бы сделал точно такой же выбор. Бизнес – творческая работа, где от решений руководителя зависит не только его судьба, но и судьба людей, с которыми он работает».
«Выбор я уже сделал, и вряд ли сейчас он был бы другим. Чтобы стать чиновником, нужен совсем иной склад ума, – предположил Андрей Назаров, генеральный директор управляющей компании «СТАРТ Девелопмент», возводящей под Пушкином город-спутник Петербурга Южный на 134 тысячи жителей. – В бизнесе ты делаешь все, чтобы заработать деньги и двигаться вперед, на госслужбе – перераспределяешь блага между другими членами общества. Хотя не исключено, что когда-нибудь мое понимание жизни изменится. Но для этого нужно достигнуть той глубокой, абсолютной внутренней наполненности успехом, которой пока нет».
Управляющий партнер ведущей региональной юридической фирмы «Качкин и партнеры» Денис Качкин на вопрос «Фонтанки» ответил с юмором: «Стал бы я создавать компанию сегодня? Это зависит от того, в каком настроении я бы встал. Быть может, в этот день я пошел бы в спортзал, а на следующий устроился бы на обычную работу». Впрочем, Качкин добавляет, что его ответ все-таки, скорее, положительный. «Бизнес – один из лучших способов самореализации, – рассуждает юрист. – Хотя в моем случае осознанного момента выбора и не было. Я просто заработал первые деньги, которые позволили в 2001 году оборудовать офис на несколько рабочих мест. Все само собой получилось, естественно».
Впрочем, даже самые оптимистично настроенные предприниматели признают, что вести свое дело в России тяжело, а обстановка для коммерсантов не улучшается. «Вопрос не в том, чтобы начать заниматься бизнесом, но в том, чтобы удержать его, если твой проект успешен», – отмечает Денис Качкин. «Бизнес-климат в Петербурге нормальный – по сравнению с другими городами России. Хотя позиция некоторых чиновников, в том числе отраслевых, может создать очень серьезные проблемы», – выступает с оценкой Игорь Глухов.
Сомнения
Список пессимистов ожидаемо возглавил руководитель управляющей компании «Теорема» Игорь Водопьянов. «В начале 1990-х, после окончания Военмеха, я пришел в предпринимательство просто для того, чтобы выжить, – вспоминает он. – Тогда все занимались всем, другой перспективы не было, получить нормальные деньги, работая по профессии, казалось невозможным». Сегодня обстановка изменилась, считает коммерсант, в управлении которого находятся семь бизнес-центров в Петербурге общей площадью более 160 тысяч квадратных метров: «Случись это в 2013 году, я бы обязательно пошел в чиновники, в “Газпром” или на таможню. Ни за что бы не стал предпринимателем. Мы же строим госкапитализм, и бизнес в такой ситуации не востребован. Я советую молодежи поступать в школу ФСБ – там готовят универсальных менеджеров для всех отраслей. А если не получится – то хотя бы в Институт госуправления или МВД».
«В наше время идти в бизнес в реальном секторе экономики, если у тебя нет миллиона долларов, не имеет смысла, – заявляет глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, владелец специализирующейся на металлообработке компании “Стройпроект” Сергей Федоров. – Тепло- и газоснабжение, аренда помещений слишком дороги. В 1994 году, когда я создал свою первую фирму по производству сложного балансировочного оборудования, условия были другими». Федоров, впрочем, добавляет, что сегодня рассмотрел бы возможность создать IT-стартап, который не требует так много вложений: «Ведь до предпринимательства я был офицером ВМФ и разрабатывал системы искусственного интеллекта для флота».
Соотношение вознаграждения и рисков, которые приходится нести на своих плечах владельцам бизнеса, несопоставимы, констатирует председатель совета директоров агентства недвижимости АРИН Андрей Тетыш. «Сейчас предприниматели – не самая высокооплачиваемая категория: чиновники и топ-менеджеры компаний получают гораздо больше, – уверен он. – Другой вопрос заключается в том, стал бы я в 2013 году открывать тот бизнес, который есть сейчас. Думаю, что нет. Агентство недвижимости появилось на растущем рынке, а в настоящий момент он находится не в самом лучшем состоянии». Тетыш подчеркивает, что не стал бы сегодня открывать дело и в России, а тем более в Петербурге: «Последние несколько лет убедили в том, что малый, да и средний бизнес в нашем городе никому не нужен. Хотя это неправильно. Бизнес – не только деньги. Это услуги, товары, рабочие места. Но власти предпочитают решать проблемы с помощью госкорпораций и госвложений».
Успех
Мнения о секрете успеха у петербургских предпринимателей кардинально разошлись. У каждого он свой, подтвердил опрос «Фонтанки». «Я руководствуюсь несколькими принципами, актуальными для любой другой сферы, – заявил директор самой крупной в Петербурге сети розничной продажи велосипедов «Велодрайв», обладатель премии «Лучший молодой предприниматель России – 2011» Кирилл Остапенко. – Во-первых, нужно начинать предпринимательство как хобби, одновременно с учебой или постоянной работой. Это позволяет пробовать себя в новом деле не рискуя. Во-вторых, стоит бороться до последнего – этому правилу меня когда-то научил тренер по волейболу. В-третьих, не стоит забывать о самообразовании, самосовершенствовании и получении дополнительной информации – благо сейчас таких возможностей масса».
«Наверное, нужно, чтобы то, чем ты занимаешься, тебя вдохновляло и побуждало вдохновлять других. И доставляло радость. Если работаешь без радости, то зачем такой успех?» – философски очерчивает свою позицию Денис Качкин. «В бизнесе необходимо делать то, что интересно твоим потребителям, а не тебе. Обычно начинающие предприниматели поступают наоборот: пытаются реализовать то, что интересно только им. Это ошибка, – спорит с ним Андрей Тетыш. – Настоящий секрет успеха – когда обе позиции совпадают».
Гарантия высоких прибылей – «стратегия, здравый расчет и люди, с которыми повезло», - считает Андрей Назаров. А также стабильная обстановка, добавляет Игорь Глухов. «Любовь к своему делу и порядочность во взаимоотношениях», – рекомендует самый известный в России ювелир Андрей Ананов, владелец одноименной компании, занимающейся ручным производством украшений.
А вот Игорь Водопьянов считает, что в нынешних условиях о настоящем успехе бизнесменам говорить не приходится: «В 1990-е, когда я начинал, нужно было отрывать задницу от стула и ничего не бояться. Теперь же необходимо иметь хорошие связи. И молиться».
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»
День российского предпринимательства – профессиональный праздник, учрежденный в 2007 году приказом президента Владимира Путина. С тех пор 26 мая в разных городах России проходят выставки, презентации, обучающие семинары и консультации, посвященные развитию бизнеса.
Многие общественные деятели, однако, заявляли, что считают введение праздника преждевременным. Так, экономист Игорь Юргенс отмечал, что «действительность пока не соответствует каким-либо праздникам в отношении предпринимательства». А Валерия Новодворская назвала 26 мая «безусловным и предельным лицемерием»: по её словам, «именно Владимир Путин загубил российское предпринимательство».