Подписание соответствующих документов между Федеральной пассажирской компанией (дочка ОАО «РЖД») и двумя крупнейшими паромными перевозчиками региона - Tallink Silja Line и Finnlines состоялось в Хельсинки.
Нововведения в первую очередь коснутся тех, кто будет путешествовать по железным дорогам и на паромах. Теперь соответствующие услуги в России, например, можно будет купить в виде «пакетного предложения» в кассах РЖД.
Другое нововведение относится к путешествиям со своей машиной. "В европейских странах перевозка автомобилей пассажиров железнодорожным транспортом чрезвычайно распространенная услуга, которая оказывается практически всеми европейскими железнодорожными компаниями. Потребность в таких перевозках связана с повышенным вниманием к вопросам защиты окружающей среды и достаточно высоким уровнем самосознания граждан. И существенный фактор, стимулирующий такие поездки, - это, конечно, стоимость бензина, которая в Европе значительно выше", - отметил Михаил Акулов.
В России же подобная практика пока не распространена. На данный момент в направлении Москва-Хельсинки РЖД имеет только один вагон-автомобилевоз вместимостью 3-4 машины. Компания уже перевезла около ста автомобилей и, по словам вице-президента, нареканий от клиентов не было. В случае увеличения спроса Российские железные дороги легко смогут увеличить количество таких вагонов. Михаил Акулов отметил, что петербуржцам вряд ли будет интересно проводить время за оформлением и погрузкой своего автомобиля в поезд до Финляндии, тогда как они традиционно привыкли ездить в Суоми по трассе, поэтому эта услуга больше ориентирована на москвичей.
Однако Акулов отметил, что РЖД в июне планирует запустить первый внутрироссийский железнодорожный маршрут по перевозке автотранспорта между Москвой и Петербургом.
Для удобства пассажиров РЖД также подписали соглашение с Финскими железными дорогами (VR) о продаже в России билетов с перевозкой автомобилей в Финляндии. Ценовая политика вырабатывается в данный момент, однако, по предварительной оценке Акулова, если семья из 4 человек с автомобилем воспользуется услугами РЖД при переезде из Москвы в Хельсинки в вагоне высокого класса обслуживания, то путешественники смогут рассчитывать на 50% скидку или на бесплатный перевоз автомобиля в обратном направлении.
Все участники отметили большую туристическую активность россиян в Европе. Так, вице-президент Finnlines Кай Таколандер подчеркнул: «Наша компания перевозит примерно 600 тысяч человек в год, и пятая часть из них - это русские. И это самая быстрорастущая группа наших клиентов». Он также предположил, что совместные соглашения с партнерами сделают путешествия выгоднее и интереснее для семейного туризма на автомобилях.
Как это будет действовать на практике?
Самый интересный вопрос: как же все это будет работать? Каждый из руководителей компаний рассказал о своем сегменте. Михаил Акулов заявил: «Мы работаем по устойчивой технологии. Вы предоставляете к установленному времени автомобиль, мы после проверки требований безопасности осуществляем его погрузку. За нами остается и его безопасное перемещение в составе поезда. В таможенной зоне осуществляется контроль с проверкой документов на автотранспорт. По прибытии в Хельсинки вы приходите через час после прибытия в терминал, чтобы забрать свою машину».
Важный момент: из-за того, что поезд во время пути будет проходить таможенный контроль, и к перевозке машин по железной дороге есть определенные требования: в автомобиле должно быть минимальное количество бензина. И багаж в машине оставлять также не стоит.
Далее водитель может проследовать на паромную погрузку. Однако представители компаний отметили, что работают над предоставлением трансфера от железнодорожного вокзала к парому.
Что касается перевозки на пароме, то директор по продажам, отвечающий за российское направление Tallink Silja Line, Юхан Микк, рассказал, что обычно автопалуба после отправления полчаса еще открыта, и открывается снова за полчаса до прибытия. Вице-президент Finnlines Кай Таколандер также добавил, что перевозка автомобилей - это обычное дело для паромов в Европе, где нет таких жестких требований к транспортировке внутри еврозоны, которые обязательны, например, при переезде из России в Финляндию.