Тодоровский начал снимать в год полета Гагарина. В его работах герои говорят о многом, но, по особому мнению редакции, внимательнее всего он смотрел на женщин и дураков. Мы взяли лишь несколько реплик, которые, как нам кажется, это подтверждают.
"Я встречал людей, нафаршированных знаниями. Но по жизни – дурак дураком", - сказал в одном интервью Петр Тодоровский.
"Баб-эль-Мандебский пролив – это самое гиблое место на Земле", – говорит герой его фильма "Любимая женщина механика Гаврилова".
Во всех фильмах, начиная с культового - "Весна на Заречной улице", Тодоровский говорил о женщинах, иронизируя над дураками-мужчинами.
И в "Весне", и в "Интердевочке", и в "Военно-полевом романе" - главная ОНА.
"— Вот скажи, Терехин, сколько мужчина может прожить без еды?
— Сорок дней, говорят.
— А без женщины?
— А они-то при чем?
— Эх, Терехин, вечная ты мерзлота!" – отвечают персонажи в его "Анкор, еще анкор!".
Тодоровский будто отстраненно подглядывал за ними. Даже дамы и девки у него получались женщинами.
Да и не скрывал этого.
"- Если вы еще раз посмотрите в чужую тетрадь, получите два.
- А вы думаете, я так больше получу?" – давным-давно в черно-белой "Весне на Заречной" признается автор.
А дурак является лишь инструментом.
" - Люблю! Не могу жить без нее.
- Положишь партбилет, сразу сможешь", - ухмылка "Анкора".
Мэтр снял столько глубокого и теплого, что обречен на просмотры и на том свете.
Кадры из фильма "Был месяц май" (1970) , режиссер Марлен Хуциев.