Ласси Раутиайнен - лауреат фотоконкурса дикой природы «Золотая черепаха» 2013 года, снимает дикую природу с 1978 года, автор ряда изданий о медведях. В настоящее время арендует земли на Севере Суоми у границы с Россией, куда приглашает туристов на фотоохоту. "Фонтанке.fi" господин Раутиайнен рассказал о современном мире дикой фотографии, о русской волчьей семье, которая живет на его территориях, о том, что такое профессиональный фотограф, и о том, почему нельзя не любить медведей.
- Люди, которые приезжают к вам, чтобы снимать диких животных, — кто они?
- Есть и профессиональные фотографы, и те, для кого это хобби. В последнее время к нам приезжают люди с семьями, чтобы показать детям диких животных. Ведь это уникальный шанс увидеть зверей в природе, не в зоопарке. Каждый год нас посещают школьные группы.
- Это не опасно для детей?
- Нет, совсем нет. Медведи и волки на самом деле боятся людей. Да и в целом, любые животные очень стеснительны, их сложно фотографировать.
- То, что ваш «фотоучасток» находится рядом с российской границей, не создает сложностей?
- Эти территории - лучшее место для фотоохоты. В Финляндии ведется отстрел волков и медведей (в том числе и нелегальный). К примеру, каждый год охотники убивают от 100 до 250 медведей, поэтому звери прячутся в России, где диких животных охраняют. Так что у границы с вашей страной животных больше.
- Как вы относитесь к тому, что животных отстреливают?
- Отстрел - это нормально, если речь не идет о редких животных. В США и на Аляске было принято решение о том, чтобы запретить охоту. И это привело к тому, что медведи стали подходить слишком близко к лагерю, к туристам. Мишкам нравится рыться в помойках, собирать еду, но эта привычка делает их опасными для людей. В Финляндии же охоту не запрещали никогда, и отстрел заставляет зверей держаться подальше от человека. Убивают ведь прежде всего тех животных, которые сами идут к людям.
- Пару лет назад в финской прессе сообщалось о том, что волки, пришедшие из России, убивают финских оленей...
- Неважно, какой это волк, российский, шведский или финский. Волк есть волк, ему нужно много мяса, обычно стая убивает лося один раз в неделю. На севере Финляндии много домашних оленей, и их владельцы не любят волков. Финское государство, кстати, выплачивает компенсации за северных оленей, которых убивают медведи, росомахи, волки, рысь или беркуты.
- Расскажите о вашей книге, посвященной волкам.
- Она вышла на немецком языке, а летом планируется публикация на английском и финском языках. Это рассказ о стае русских волков, которая живет на наших землях. Я наблюдал за ней последние семь лет, узнал, какие они, что происходило в семье в эти годы. И сделал около 200 фотографий.
- А что произошло в семье волков за это время?
- Самца я впервые встретил в начале 2003 года, а потом понял, что здесь живет пара, волк и волчица. Потом у них появились детеныши, семья разрослась. В августе 2006 у них произошла трагедия: охотники застрелили альфа-самца. Альфой там стала волчица. Но в 2008 году погибла и она — под колесами автомобиля. Сейчас их дети продолжают жить на нашей территории, мы с ними встретились буквально прошлой ночью.
- На «Золотой черепахе» вы заняли призовое место с фотографией под названием «Я убью тебя». На ней запечатлен волк, который прыгает на ворона.
- Есть такая особенность, о которой очень мало кто знает: волки ненавидят воронов и многих других птиц и зачастую стараются их убить. Я много раз видел, как волки нападают на птиц, уже привык, мне кажется, что это совершенно нормальное поведение для этих животных, но ранее никто не фотографировал эти моменты. Это и делает снимок ценным. Я не слышал, чтобы кто-то еще в Финляндии сделал подобный кадр.
- Сколько медведей живет на вашем "фотоучастке"?
- 10-15 особей. Медведи, на самом деле, очень пугливы. Можно годами жить рядом с ними и ни разу не встретить. Чтобы поймать животных в кадр, мы их прикармливаем: разбрасываем мясо около укрытий.
- Вы сами делаете снимки на ваших землях, или вы много путешествуете?
- Медведей мы стараемся снимать в Кухмо. Есть места, где мы прикармливаем орлов. Но, конечно, я езжу и в другие регионы. Так, 20 лет назад я сделал книгу о национальных парках Суоми: за два года я объехал двадцать два парка. Работал в 1997-98 годах в России в национальном парке Паанаярви (расположен в Республике Карелии. — "Фонтанка.fi"). Много путешествовал в последние годы, так, к примеру, я был на Аляске, в Чили, в Аргентине, на Шпицбергене.
- В Финляндии сложно работать в национальных парках?
- В Суоми мы обычно не снимаем животных в национальных парках, а делаем пейзажные фотографии. Прикармливать животных или делать укрытия там, как правило, запрещено.
- Каким оборудованием вы пользуетесь?
- Если снимать животных в дикой природе, то, конечно, нужен объектив с фокусным расстоянием, как минимум, 300-500 мм. Нужны конвертеры. Я 27 лет фотографировал на пленочные камеры Canon. С 2001 года я снимаю на цифровой Nikon. Конечно, у меня много оптики — и 200 мм, и мой любимый — объектив с фокусным расстоянием 200-400 мм. Еще я пользуюсь объективом с фокусным расстоянием в 600 мм для съемки животных. Есть линзы для съемки пейзажей.
- Вы обрабатываете снимки в "Фотошопе"?
- Если честно, не люблю работать за компьютером, хочется больше времени проводить «в поле». Так что я обрабатываю фотографии совсем немного. Правда, пока мы готовили книгу, то пришлось приложить к этому гораздо больше усилий. Знаю, что многие коллеги пользуются Lightroom. Конечно, надо его тоже осваивать, так как фотоагентства и фотоархивы в Суоми выдвигают определенные требования к снимкам. У меня, к сожалению, пока не нашлось времени, чтобы в должной мере изучить эту программу, так что я использую "Фотошоп".
- Когда на севере Финляндии лучше фотографировать животных?
- Если вы хотите сделать зимние снимки, то лучше всего это делать с конца января по конец марта, часто бывает, что хорошо снимать в декабре. В феврале-марте хорошо снимать орлов и других зимних птиц. В апреле, как правило, у нас еще много снега. В конце апреля - мае снег уже сходит, и возвращаются перелетные птицы.
Если вы хотите поймать в кадр медведя, то помните, что они спят с конца октября до конца марта, так что доступны для фотографов только с апреля по октябрь. Волки не впадают в спячку, но зимой прячутся. Так что снимать их лучше начиная с апреля. Кроме того волки, как правило, активны по ночам.
- Кого вы считаете фотогуру?
- Я знаю сотни очень хороших фотографов, но не думаю, что можно составить какой-то мировой топ...
- Кажется, в мире появляется все больше и больше хороших фотографов, возможно, благодаря развитию техники...?
- В 80-90- х годах было много специалистов, которые могли зарабатывать фотографией на жизнь, а сейчас цены на их работу упали. Появляется все больше и больше людей, для которых фотография — это хобби, и которые при этом делают все больше и больше качественных снимков. В Финляндии есть ассоциация фотографов-любителей, в ней около 4000 человек, а в ассоциации профессиональных фотографов — менее 50 участников. В Норвегии, я знаю, около 40 профессиональных фотографов, и более 2000 фотографов-любителей. Мир в этом смысле немного меняется, люди, которые не являются профессиональными фотографами, делают совершенно фантастические кадры, а зарабатывают на жизнь себе чем-то другим. Все сложнее становится продавать снимки. Я, например, зарабатываю в первую очередь организацией фотосафари, во вторую — делая календари с животными, книги. И только в третью очередь за счет статей и продажи фото. А раньше я много лет зарабатывал только фотографией, такая возможность у меня была.
- То есть профессиональный фотограф отличается от любителя только тем, что первый зарабатывает деньги главным образом на фотографиях?
- Да! Вот представьте себе организованную поездку, например, в Антарктику. Из 50 участников 90% будут фотографы-любители. И если вы сравните снимки, то вряд ли найдете какую-то колоссальную разницу в качестве. Но заработать на них все сложнее. Так что получать деньги надо где-то в другом месте, а потом тратить на фотографию.
- А что такое хорошая фотография, на ваш взгляд?
- Мне нравится, когда на снимке происходит что-то занимательное, когда сложилась интересная история. Это может быть драка или какой-то интересный полет, или атака, или эпизод из жизни семьи, или детеныши. Есть очень трогательные портреты животных. Бывают хорошие снимки в так называемом «пейзажном стиле» - когда животное занимает совсем маленькую часть кадра — такие работы тоже могут быть отличными. Я сам, повторю, больше всего люблю, когда на снимке что-то происходит. В этом смысле, конечно, проще работать где-то в Африке, чем в Финляндии.
- Как много времени вы проводите, охотясь за хорошим снимком?
- От 60 до 80 ночей в год. У нас около 40 укрытий, так что если я хочу провести по две ночи в каждом, это уже 40 ночей, а я еще путешествую...
- Сколько стоит фототур в ваш лагерь?
- У нас очень большие расходы, посудите сами: нужно содержать базовый лагерь, где туристы ночуют, где мы предлагаем им завтрак и сауну, нужно организовать машину из аэропорта и в аэропорт, нужно покупать мясо, чтобы прикармливать животных, нужно поддерживать укрытия в хорошем состоянии. Стоимость в итоге зависит от программы — но в целом для групп - около 200-250 евро с участника за ночь.
- В Суоми много фирм, организующих подобные «фотосафари»?
- Когда мы начинали, мы были первыми, но сейчас по всей стране уже около 30 подобных компаний. Главным образом они предлагают наблюдать и фотографировать медведей.
- Почему фотографы в Финляндии так любят именно медведей?
- Не только в Финляндии, во всем мире, это такой своеобразный феномен. Когда вы встречаете это животное, когда вы понимаете, насколько оно забавное, насколько игривое, веселое и … человечное, вы начинаете искать новых и новых встреч с ним. Этого просто невозможно избежать. Я сам сделал снимки сотен медведей, но мне все еще мало...