Решение Роспотребнадзора о блокировке одной из страниц видеохостинга YouTube признано законным. Первое в истории решение по вопросу ведения «черного списка» сегодня принял Арбитражный суд Москвы.
Спор разгорелся вокруг ролика, в котором рассказывалось о создании грима на Хэллоуин – демонстрировался процесс инсценировки самоубийства с помощью средств бутафории (наклеивания «порезов» и т.д.). Уполномоченный орган – Роспотребнадзор – включил спорную страницу в «черный список» и потребовал от владельца видеохостинга (компании YouTube LLC) ее удалить. Тогда как по действующему законодательству к запрещенной относится информация только о способах самоубийства или призывы к его совершению.
Не согласившись с требованиями надзорного органа, компания YouTube LLC оспорила решение Роспотребнадзора в суде. Чиновники агрессивно отреагировали на иск, уличив американскую IT-компанию в деятельности «по компрометации проводимой в России работы по ограждению детей от видеоматериалов, содержащих запрещенную к распространению информацию».
«Сознавая вредоносность и потенциальную опасность роликов, размещенных на их сайте, руководствуясь коммерческими интересами, используя юридическую казуистику, продолжает уклоняться от выполнения требований законодательства России, направленного на предотвращение самоубийств и обжалует в этих целях решение в арбитражный суд», – заявили в пресс-службе ведомства.
По утверждению чиновников, целью создания сайтов с завуалированными призывами к самоубийствам является попытка «в гиперболической форме показать недостатки в правовом регулировании темы суицидов, а также создать судебные прецеденты, подрывающие авторитет органов государственной власти». И вообще, "около 40 процентов от всего количества выявленных роликов с пропагандой суицида размещено именно на видеохостинге YouTube", а позиция владельцев этого ресурса основана лишь «на угрозе свободы доступа пользователей к информации на ресурсах в сети Интернет».
Не менее критично в ведомстве расценили и представленное истцом заключение доктора психологических наук, профессора МГУ Ольги Кабановой. По мнению чиновников, оно «поражает циничным искажением фактов, которое может принадлежать лишь человеку, незнакомому с непреложными семейными ценностями, исповедующими приверженность сохранения и продолжения последующих поколений».
Проанализировав спорный ролик, служители Фемиды подтвердили законность принятого Роспотребнадзором решения. Об этом журналисту «Фонтанки» сообщил управляющий партнер петербургского офиса юридической компании Dentons Виктор Наумов, представляющий YouTube LLC в суде.
Мотивировочная часть принятого сегодня решения Арбитражного суда г. Москвы будет опубликована в ближайшие дни. В месячный срок компания вправе будет обжаловать его в апелляционной инстанции.
Напомним, что так называемый закон о «черных списках» вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Он допускает блокировку доступа к интернет-ресурсам, содержащим детскую порнографию, сведения о наркотиках и самоубийствах, а также запрещенную судом информацию (например – экстремистские материалы и т. д.).
Агентство "Интегрум" проанализировало сеть: Использовались различные комбинации ключевых слов для достижения более объективного результата. По количеству сообщений (публикации пользователей в открытом доступе) о самоубийстве лидирует социальная сеть ВКонтакте, на втором месте Twitter, на месте YouTube. Меньше всего данная тема освещается в блогосфере: Livejournal, BlogSpot, Mail.ru и др.
Сумма упоминаний самоубийства в соцмедиа составляет в день 511, в месяц 15841, в год 190092 сообщений. Исследование площадок: Live Journal, ВКонтакте, Facebook, Twitter, YouTube. По запросу «суицид» во ВКонтакте (в открытом доступе) 1340 сообществ. Также присутствует большое количество групп, скрытых из поиска администрацией сайта. В зарубежных социальных площадках присутствует более строгая модерация. Поэтому при поисковом запросе «суицид» в Facebook нужных результатов нет.