Ян Страндхолм (Jan Strandholm), новый директор оперного фестиваля в Савонлинне, о современной опере, об авангардных постановках и о том, как рассказать об этом искусстве детям.
- Почему вы выбрали для фестиваля «Онегина» Михайловского театра? Эту постановку Андрия Жолдака в Петербурге встретили очень неоднозначно...
- Договор о сотрудничестве с Михайловским театром заключался еще до премьеры «Онегина», мы не знали, что конкретно будет представлять из себя эта постановка. Но, на самом деле, мы доверяем Михайловскому театру, в Европе у него очень хорошая репутация.
- Лучше, чем у Мариинского?
- Я бы не стал сравнивать. Мариинский театр — это легенда. Но да, у вас в городе есть две блестящие площадки. Если говорить про «Онегина», мне кажется, это хорошо, когда постановка вызывает вопросы и пробуждает эмоции. Лучше пусть люди злятся, негодуют, чем вообще никак не реагируют. «Онегин» – одна из моих любимых опер, я очень хочу увидеть вариант Михайловского театра. Жолдак, кстати, работал в Финляндии, правда, как театральный режиссер. Критика, как правило, была в восторге, хотя, конечно, он позволял себе противоречивые вещи.
- Это, наверное, вечный вопрос - насколько и до какой степени уместны современные сценические трактовки классических произведений?
- Я думаю, что модерн в опере — это хорошо, разумеется, если есть хорошая концепция у постановки. Но да, публике, как правило, больше нравятся классические постановки. И, конечно, главное — это музыка.
- Что отличает хорошего оперного исполнителя?
- Кроме техники и звучания голоса, важна харизма, умение рассказывать историю. Без нее будет просто хороший певец, но не мировая звезда. 40 лет назад, кстати, голос давал исполнителю 90% успеха, а сейчас публика требует от оперы большего, возможно, больше актерского мастерства, больше натуральности.
- Расскажите про прошлогодний эксперимент - оперу "Free Will".
- Это была опера, которую создавали все вместе, общими усилиями. Я, если честно, скептически относился к этой задумке. Но когда увидел ее, оказалось, что все гораздо лучше, чем можно было предполагать. Конечно, мы не изобрели новый способ «делать оперу», но проект заметили во всем мире.
- Его показывали после премьеры?
- Только один раз. Мы больше не планируем давать ее. В нынешнем году есть еще одно новаторство: мы привлекли школьников к созданию новой оперы, детской, под названием "Нерпа".
- Как вы считаете, какую оперу стоит показывать детям?
- Многие придерживаются того мнения, что это должна быть «Волшебная флейта» Моцарта. Я впервые попал на оперу в 12 лет, на «Риголетто» Верди, мне тогда очень понравилось, три часа пролетели незаметно. Может быть, еще «Евгений Онегин»... очень мелодичная, хотя, конечно, для детей постарше. Так что я не уверен, что есть универсальный ответ. Мои дети еще малы для того, чтобы знакомить их с оперой, но мы смотрим отрывки в записи. Кстати, может быть, еще «Кармен» - отличный вариант для детей. Сюжет недетский, конечно, но музыка для первого знакомства великолепная.
- Что сейчас происходит в мире оперы? Что хочет слышать публика?
- Конечно, все хотят слушать классику, есть 50 самых исполняемых произведений, которые всегда пользуются спросом. Но все больше театров включают в репертуар новые, малоизвестные произведения, это в каком-то смысле тренд. Это могут быть и оперы, которые не ставились сотни лет. Еще есть потребность в новом, в новых композиторах. И опера выходит за рамки театров. К примеру, очень успешен проект Метрополитен-опера, когда представления показывают в кинотеатрах. И, конечно, появляются совсем специфические вещи, в Финляндии, например, написали оперу для iPhone. Я не знаю, как это выглядит, но это позволяет опере выйти за рамки. Ведь обычно билеты дороги... сколько они стоят в Петербурге?
- Самые дешевые от 400 рублей
- Это немного! Но в целом опера — дорогая вещь, это логично, ведь на представлении работают до 300 человек, иногда даже больше.
- Современная музыка дисгармонична...
- Да, это правда. То, что появляется в последние десятилетия, — менее мелодично, и пользуется не такой популярностью у аудитории. Возможно, лет через 10 снова начнут писать мелодичную музыку.
- В Финляндии много любителей оперы?
- Около 8% населения Финляндии ходят в оперу. Но как показывают исследования — этот вопрос изучался — в Суоми сотни тысяч людей еще не были в опере, хотя им хотелось бы там побывать. И потом, оперному фестивалю в Савонлинне более 100 лет, он бы не просуществовал так долго, если бы не было спроса на него.
- Как составляется программа фестиваля?
- Обязательно итальянская опера — Верди или Пуччини или оба эти композитора, возможно, кто-то из немецкой школы, в этом году будет Вагнер.
- Вагнера очень сложно слушать...
- И да, и нет. Я всегда говорю, что Вагнер - не для первого раза, но не так давно пригласил одного из своих друзей, до того не бывавшего в опере, послушать последнюю часть цикла «Кольцо Нибелунга», и ему очень понравилось. Вагнер - это очень сильная музыка...
Но, возвращаясь к вопросу о программе фестиваля, я думаю, что мы в дальнейшем будем смотреть на составление оной несколько шире. В прошлом году, например, мы включили в нее концерт финской группы "Apocalyptica". Частично они играли классику, частично металл. В замке это звучало великолепно. Публике понравилось...
Фестиваль оперного искусства проводится в крепости Олавинлинна с 1912 года, когда оперная певица Айно Акте организовала первый оперный фестиваль. В течение многих летних периодов до и после Первой мировой войны исполнялись оперы финских композиторов. Затем традиция была забыта почти на 40 лет, пока ее не возродили в 1967 году. Местом для выступлений артистов служит средневековый двор крепости Олавинлинна.