Многие, чья молодость пришлась на 70-80-е, вспоминают, что из всех видов дефицитных товаров тех лет самыми вожделенными были женские сапожки. За них, перефразируя известного киногероя, многие готовы были даже «Родину продать». А сегодня? Лодочки, угги, балетки, мокасины, римские сандалии... Кто-то падок до новых видов обуви, а кто-то навсегда «подсел на классику».
Многие наши горожанки, чья юность и молодость пришлись на 70-80-е, вспоминают, что из всех видов дефицитных товаров тех лет самыми вожделенными были импортные женские сапожки. За них, перефразируя одного известного киногероя, многие готовы были даже «Родину продать». А сегодня? Лодочки, угги, балетки, мокасины, римские сандалии... На все времена года, для любых мероприятий... Кто-то падок до новых видов обуви, а кто-то навсегда «подсел на классику».
«Я гляжу ей вслед...»
В Древнем Египте «одежду для ног» позволяли себе носить только фараон и его приближенные. (Кстати, в число последних супруга правителя не входила – она, как и простые смертные, ходила босиком). Обувь в те времена делали из папируса, и стоили эти папирусовые сандалии целое состояние. Немногим позже появилось некое подобие каблука. Однако он имел отношение не к королевской обуви, а к рабочей. Для землепашцев, например, каблук создавал необходимый упор, требующийся в их работе.
Римляне первые стали относиться к обуви как к украшению. Сначала римские башмаки напоминали перчатки – для каждого пальца был свой «карман». А позже людям приглянулись вышеупомянутые греческие сандалии, которые они и начали превращать в аксессуар. На обуви появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.
В Древнем Риме существовала специальная обувь, соответствующая каждому сословию. Плебеи и философы имели разные по качеству и цене пары. Целомудренные женщины носили сдержанную, закрытую обувь, а куртизанки – открытую, обнажающую красоту ног. И некоторые сапожники подбивали для них гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью «Следуй за мной».
Хорошо, что есть винтаж
XX век стал настоящим «триумфом сапожников». За минувшее столетие было создано столько фасонов и типов обуви, сколько не наберется в сумме за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен.
Обувь в эпоху Союза была значительно скромнее одежды, ведь одежду можно сделать своими руками, а вот с обувью все не так просто. По этой причине две пары обуви (на два сезона) фактически были нормой. В 20-е годы комсомольцы предпочитали спортивные удобные тапочки-чешки, солидные мужчины, мужья и отцы носили мягкие сапоги. Женщинам приходилось носить и зимой, и летом грубые, напоминающие мужские, ботинки.
В 30-х годах с открытием завода «Красный треугольник» в моду входят резиновые сапоги и галоши. Фабрика делала разные модели, предназначенные для детей, мужчин и дам. В конце 40-х за дверями только что открывшегося Дома моделей можно было увидеть непривычно шикарные лакированные туфли на высоком каблуке. Правда, носить их позволяли себе в основном артистки и иные творческие дамы или жены высокопоставленных персон.
50-е годы запомнились появлением в советских прихожих высоких ботиночек, украшенных каракулем. Молодой дизайнер Светлана Васильева говорит: «Моя мама всегда старалась быть модницей. Даже когда времена не позволяли шиковать, она всеми силами пыталась выглядеть красивой и стильной. Когда в начале 70-х появились сапоги и босоножки, мама не осталась в стороне. Ее отец, мой дед, мог потратить половину своей месячной зарплаты, чтобы купить маме новую пару по последнему писку. Менялись с подружками, выискивали, высматривали, стояли в очередях. Сейчас все это так странно и непонятно, а по словам мамы, «добытая» пара итальянских сапожек становилась пределом мечтаний и носилась чуть ли не десятилетие. К слову, об итальянских сапожках... Мне вспомнилась история из моей собственной жизни. Будучи студенткой третьего курса, я в конце осени бегала по магазинам в поисках недорогой и практичной пары зимних сапог. И, надо сказать, за долгое время не смогла найти ни одной пары, удовлетворяющей меня по обоим критериям. После очередного неудачного шопинга я шла к автобусной остановке через подземный переход. В таких часто продают массу неожиданных вещей: соленые огурцы, шерстяные носки, котят... И вот среди этого слегка безумного рынка я вижу бабушку, которая продает потрясающей красоты сапоги. Светло-коричневые, высокие, с заклепкой у колена, с мягким мехом внутри… И видно по ним, что они родом из далекого прошлого, но при этом, учитывая моду на винтаж, совершенно не выпадают из тренда. Бабушка сказала, что они итальянские, приобретены ею чуть ли не в 60-х. Надпись на подошве подтвердила их родину. Сапоги прекрасно подошли мне по размеру и по цене, и я их купила. Носила года три, не боясь, что увижу на улицах города их клон. Подруги завидовали».
Обувай и властвуй
Обувь изменилась не только благодаря прагматичным сапожникам, но и, конечно, дизайнером. С появлением высокой моды обувь свернула с дороги практичности и превратилась в полноценный самодостаточный аксессуар. У большинства модниц основным требованиям к «одежде для ног» стало не удобство, а внешняя привлекательность и соответствие актуальным тенденциям.
Светлана Васильева продолжает: «Советские времена остались в далеком прошлом. И в сегодняшнем XXI веке проблем с покупкой обуви просто нет. Обувные магазины поражают разнообразием: как в ассортименте, так и в стоимости. Всем хочется быть красивыми и привлекательными с головы до ног, но у всех разные возможности. На витринах брендовых магазинов мы ежедневно видим стильные, даже эксклюзивные модели, но они по карману далеко не каждому. Тут на помощь приходят так называемые подражатели. Дизайн их обуви удовлетворяет потребности модниц и модников, но экономия на качестве позволяет делать модели доступнее».
Изящные ходульки
Появившись однажды в мире моды, туфли на шпильке больше из него и не выходили. Менялись только их назначение и место в обществе. До начала третьего тысячелетия «шпилька» была исключительно официальным и светским атрибутом. Но позже дизайнеры, поняв, что эта модель обуви более чем хороша, обули в нее моделей и вывели на подиумы. «Шпильку» стали сочетать с разной по стилю, фактуре, крою одеждой. И в каждом наряде туфли на высоком, тончайшем каблуке были уместными и подчеркивали изысканность и женственность образа. На сегодняшний день туфли на шпильке занимают почетное место практически в каждом женском гардеробе, подобно «маленькому черному платью». А самые заядлые модницы ухитряются успешно сочетать, а главное, носить «шпильку» с повседневной одеждой.
Угги – лучшие подруги
Еще один тренд, который, похоже, задержится на обувных полках, - это угги. В отличие от туфель на шпильках, эта модель появилась на витринах магазинов не так давно. Похожая внешне на валенки, эта модель быстро прижилась у российских модниц и модников. И мода, которую ввели голливудские звезды на валенки-угги, никак не проходит.
Производители удобных и стильных сапожек из овечьей шерсти стали греться в лучах мировой славы после того, как их творение начало появляться в гардеробах у звезд мировой величины. А тенденции моды в так называемом «уличном» стиле задают Сара Джессика Паркер, Кейт Мосс, Клаудиа Шиффер и многие другие не менее известные люди. Звезды зажигают в уггах на вечеринках, появляются в них на телешоу, используют эту обувь как повседневную. Сейчас практически каждая уважающая себя марка обуви стала предлагать в своих коллекциях модели замечательных полусапожек. Внешне они очень лаконичны, при этом выглядят милыми, даже детскими. Классические угги, выполненные из овчины, - невысокие, мягкие, с широким закругленным носом, на плоской подошве.
Но дизайнеры не сдерживают своих творческих фантазий и превращают угги в эксклюзив за счет шнурочков, бантиков, украшений из стразов, принтов и даже каблуков. По-настоящему качественные угги способны не только радовать глаз и отвечать требованиям комфорта, но и надежно защищать от холода и сырости, которые так присущи нашему питерскому климату.
Звездные башмаки
У Кэрри Бредшоу, героини Сары Джессики Паркер в нашумевшем телесериале «Секс в большом городе», в гардеробе насчитывается не менее сотни пар обуви. Эта коллекция регулярно пополняется, поскольку обувь является предметом неиссякаемого фанатизма этой женщины. Зато у герцогини Кембриджской (по наблюдениям журналистов и папарацци) всего одна пара туфель! Кейт Мидлтон замечают на всех встречах, светских приемах и деловых поездках в одних и тех же лодочках на высоких каблуках. Надо сказать, эта пара очень стильная и идеально подходит ко всем ее нарядам. (Хотя, может, у нее много пар одной модели?) Гардеробная Пэрис Хилтон состоит из двух комнат — в первой висит одежда, вторая, не уступающая первой по размеру, предназначена для обуви. Не отстает от звездных модниц и юный кумир девушек всей планеты Джастин Бибер. Основная фишка в стиле молодого певца – это, конечно же, обувь. Джастин Бибер отдает предпочтение удобной обуви, в основном это кроссовки. Он с легкостью может подобрать нужный цвет обуви к любой одежде, так как в его гардеробе большое количество различных оттенков кроссовок.
А сколько пар обуви в вашем гардеробе?
Ирина Клочихина, для «Фонтанки.ру»